Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Нужен ли мигающий зеленый на светофорах. Мнение

19.06.2024 20:57
Транспорт

Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

В некоторых регионах России в качестве эксперимента отменили зеленый мигающий сигнал светофора. Сразу после разрешающего зеленого там загорается желтый. Что думают о российском эксперименте водители Беларуси?

Пропускать привычную мигающую зеленую фазу светофоры в Москве и Подмосковье начали еще в конце прошлого года: в 2024-м новинку стали использовать при организации дорожного движения в некоторых городах на Дальнем Востоке. Такие изменения тестируют в России, дабы приучить водителей плавно тормозить перед перекрестками, а не ускоряться в попытке проскочить на мигающий зеленый.

К слову, такова практика и в большинстве европейских стран. Насколько оправдает себя это нововведение у восточных соседей, пока сложно сказать. Мнения как самих участников движения, так и сотрудников ГАИ, похоже, разделились. Скорее всего, определенные выводы можно будет сделать примерно через год после начала эксперимента. Но первые оценки уже стали достоянием общественности.

К слову, чтобы проводить подобные эксперименты, никаких изменений в ПДД вносить не нужно. Они ничему не противоречат. Просто в настройках светофоров можно отменять мигающий зеленый и «разрешить» желтому гореть не три секунды, как сейчас, а, например, четыре или пять, в зависимости от дорожных условий, разрешенной скорости, количества полос и т.д. В Европе или США желтый обычно горит от 4 до 6 секунд, чтобы автомобили успели затормозить.

Сейчас, согласно ПДД, любой зеленый свет (неважно, горит он или мигает) считается разрешенным сигналом. То бишь при мигающем зеленом ехать еще можно, а ровно через полсекунды ты уже нарушитель. Белорусские водители, по ощущениям, делятся примерно на две половины: одни на мигающий зеленый продолжают движение, зачастую ускоряясь, другие плавно, а порой даже резко тормозят – на всякий случай.

С желтым сигналом вообще интересная история. Ведь он, если разобраться, может выступать в трех ипостасях: как запрещающий, разрешающий и предупреждающий. Желтый (постоянный) сигнал предупреждает о предстоящей смене сигналов и запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных п.50 ПДД (в Правилах сказано, что если затормозить придется, только применяя экстренное торможение, то проехать на желтый можно). Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает о возможной опасности для движения.

На практике, однако, сложно доказать необходимость экстренного торможения или отсутствие таковой, да и в самих ПДД нет такого понятия. Получается, каждый водитель трактует желтый сигнал по-своему. Прекращение этой путаницы – один из аргументов тех, кто ратует за отмену зеленого мигающего, – дескать, тогда уж точно на желтый по инерции мало кто поедет. Но так ли это на самом деле?

Вот какое мнение на сей счет высказал Александр, инструктор одной из брестских автошкол, водитель с более чем тридцатилетним стажем:

– Я всегда учу своих курсантов: на зеленый мигающий лучше притормаживать. И так поступает большинство молодых, начинающих водителей. Хотя лично для меня зеленый мигающий по-прежнему вызывает не очень хорошие ассоциации. После того как лет тридцать назад, когда я был еще точно таким же начинающим «чайником» и резко затормозил перед мигающим зеленым, в меня сзади въехал грузовик. Первой реакцией водителя было «ну я же думал, что поедете, я бы еще успел проехать за вами».

Если бы, предположим, зеленый мигающий у нас отменили, то на желтый я бы стал тормозить еще резче, и так поступило бы, наверное, абсолютное большинство водителей. Но где гарантия, что позади меня не окажется один из тех, кто вечно торопится? Так что вопрос совсем неоднозначный, на мой взгляд. И я не уверен, что поддержал бы такое нововведение (отмену мигающего зеленого), будь оно придумано в Беларуси.

Впрочем, основной довод в пользу отмены мигающего зеленого – снижение скорости проезда перекрестков в попытке проскочить на разрешающий сигнал. Казалось бы, явный аргумент в пользу безопасности. Некоторые также считают, что при этом немного возрастет пропускная способность перекрестков за счет тех самых двух секунд, которые гипотетически можно будет сэкономить на «лишних» переключениях.

– Откровенно говоря, не думаю, что в Беларуси кто-то в ближайшее время решится на подобный эксперимент, даже в региональном масштабе. Все же наше общество довольно консервативно. Да, во многих странах с низкой аварийностью на дорогах (таких, как Швеция, Германия, США, Бельгия, Чехия) зеленый моргающий не используется. Если его отменят в Беларуси, думаю, ничего страшного не произойдет. Но здесь надо понимать и такую важную деталь, как сила привычки. Когда счет идет на доли секунды, это очень весомый аргумент. Поэтому при переходе светофоров в режим «желтый сразу после зеленого» самыми сложными будут первые несколько месяцев. Не исключено и даже вероятно, что аварийность на некоторых перекрестках может вырасти. Что, в свою очередь, будет лить воду на мельницу тех, кто выступает против любых нововведений, – так считает наш собеседник и советует всем придерживаться одного золотого правила, которого нет в ПДД: всегда держать в голове, что далеко не все действуют, как вы. Вы хотите проскочить на желтый/мигающий зеленый, но водитель впереди может этого не хотеть. И, подъезжая к светофору, стоит полагать, что машина перед вами может и имеет полное право остановиться – как на желтый, так и на мигающий зеленый. Помня об этом, вы снижаете риск оказаться в неприятной для себя и других участников движения ситуации.