Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием и как это делать правильно? Отвечает психолог

28.03.2022 06:26
Общество

«Что делать, если выполнение домашнего задания с ребенком превращается в муку и испытывает на прочность отношения всех домочадцев? Как организовать процесс подготовки к урокам? Нужно ли вообще помогать ребенку с ними?»

Фото из открытых источников (иллюстративное)

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Спор о том, надо ли помогать детям делать уроки, ведется постоянно как среди родителей, так и среди педагогов и психологов. Одни советуют помогать школьникам с уроками, но не делать задания за них, мотивируя это тем, что помощь родителей создает для ребенка ощущение уюта, он чувствует поддержку и понимает, что не брошен, если он что-то не поймет – мама или папа объяснит.

Другие считают, что школа – это возраст самостоятельности. Помощь сейчас – вред потом. Пока родители помогают ребенку, он полагается на них. Но как только они решат отойти от дел, ребенок растеряется и будет не уверен в себе, а успеваемость снизится. Кроме этого, ребенок никогда не научится делать что-то сам, если не будет это делать.

Оба мнения имеют право на существование. Главное в этом вопросе, я считаю, придерживаться принципов индивидуального подхода и золотой середины. Ведь все дети разные. Каждый требует особого отношения, с учетом его способностей, характера, навыков и т. д.

В основном родительская помощь с уроками имеет смысл первое время, пока ребенок учится в начальной школе, а также когда он идет в пятый класс. Кроме того, в более старших классах, шестом-седьмом-восьмом, учебная мотивация закономерно снижается, что обусловлено возрастными особенностями. Ребенок в этом возрасте в школу ходит не учиться, а общаться. Поэтому в начале учебного года важно убедиться, что школьник не забыл своего алгоритма работы над домашним заданием.

Полезно поговорить с самим ребенком о том, что помогает ему сосредоточиться на уроках, а что отвлекает. Кому-то нужно, чтобы мама сидела рядом в комнате. Кому-то помогает мысль о том, что после уроков можно пойти на прогулку. А кого-то, наоборот, мысли о прогулке отвлекают, побуждают «проваливаться» в свои мысли и «зависнуть». Если так происходит, можно взять секундомер и сказать: «Давай посмотрим, сколько времени на самом деле занимают задачи по математике, если не отвлекаться». Тогда у ребенка появляется дополнительная игровая мотивация.

В целом, для того чтобы ребенок в эту работу включался, в семье всегда должна фоном звучать мысль о том, что не сделать домашнее задание нельзя – это обязательная часть учебного процесса.

Чтобы выполнение домашних заданий стало более эффективным, следует придерживаться следующих правил:

Соблюдайте распорядок дня. Ребенку проще выдерживать привычный для него режим. Например, сходил в школу – пообедал – сделал уроки – пошел погулять.

Выключите телевизор и радио. Заниматься лучше в тишине, чтобы сосредоточиться на материале. Также у ребенка должно быть постоянное место для занятий, которое позволит удобно разместить все рабочие принадлежности и чувствовать себя комфортно, сидя продолжительное время.

Выделяйте достаточно времени на домашнюю работу. Чем младше ребенок, тем менее он усидчив. Делайте перерывы на другие занятия, если чувствуете, что концентрация внимания снизилась. И старайтесь не откладывать выполнение уроков на поздний вечер, когда продуктивность заметно снижается у любого человека.

Научите ребенка упрощать работу. Повесьте доску для заметок и вместе разместите там расписание уроков, важные правила, чтобы они всегда были перед глазами. Позвольте ребенку самостоятельно украсить доску или расположить материал так, как ему хочется.

Переключайте внимание, если ребенок злится. Он может расстроиться, если задание оказалось сложным и не удается с ним справиться. Необязательно пытаться вместе разобраться в задании. Вам, скорее всего, потребуется много времени, чтобы вникнуть, а ребенок продолжит злиться, потому что задача никак не решается. Здесь нужно постараться переключить внимание школьника, отвлечь на что-то другое. Спустя время он сможет свежим взглядом оценить задачу и с большей вероятностью решит ее.

Фото: из открытых источников (иллюстративное)