Весной этого года мы писали о том, как покупка GMC Terrain обернулась арестом кроссовера. Михаил из Гомеля в июне 2022-го стал счастливым обладателем американского внедорожника. Однако спустя шесть месяцев автомобиль был арестован, помещён на штрафстоянку, а наш герой статус автовладельца сменил на статус свидетеля громкого уголовного дела.
Как выяснилось позже, один из учредителей комиссионного автомагазина, он же обвиняемый, принял GMC у бывшего владельца по договору комиссии и обязался полностью рассчитаться с собственником авто в течение месяца. Однако свои обязательства не выполнил: машину сбыл, деньги не вернул.
К слову, Михаилу авто продавал не сам обвиняемый (учредитель автохауса), а другой владелец, который в свою очередь ранее купил GMC Terrain в атохаусе. Да, история вышла запутанной, и таких, как Михаил, сейчас 68 человек.
На прошлой неделе суд Железнодорожного района Гомеля вынес приговор директору автохауса. Мужчине назначено наказание в виде лишения свободы на девять лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима, а также штраф в размере 500 базовых величин.
— Все приобретённые автомобили суд вернул первоначальным владельцам, которые снимали авто с регистрации и передавали обвиняемому на комиссию. 68 добросовестных покупателей, проходивших по делу свидетелями, остались без денег и машин, — рассказал нашей редакции Михаил, чем завершилось дело.
Журналист av.by выслушал некоторые истории потерпевших белорусов, а также пообщался с одним из продавцов, который когда-то покупал у обвиняемого автомобили и продавал их другим людям.
«Думаем писать самому президенту»
Семья Анастасии из Брестской области в июле прошлого года приобрела BMW X5 2001 года выпуска. За немолодой уже SUV с бензиновым двигателем объёмом 3 литра отдали 5 500 долларов.
— Договорились о встрече с продавцом. О том, что это перекуп, даже не подозревали. Вызвали выездное оформление счёта-справки, передали деньги, собрались и уехали домой.
Радость от покупки длилась недолго — уже через полтора месяца в семью нагрянули сотрудники Следственного комитета:
— Нашу машину поместили на штрафстоянку, а в апреле пришла СМС, что нас приглашают на суд в качестве свидетелей. И вот решение суда было на минувшей неделе: автомобиль мы уже не увидим! Что нам теперь делать? Думаем писать самому президенту...
«На машину копили десять лет!»
Юлия из Гродно копила на машину почти десять лет. Семья белорусских военнослужащих купила автомобиль Mitsubishi Pajero за 16 600 долларов в Речице в мае прошлого года.
— Иномарка стоила $16 900, но 300 долларов нам сбросили. Были нюансы по кузову некоторые. Ещё около 1 000 долларов пришлось в неё вложить: поменяли масло и фильтры, купили новые шины, кое-что отремонтировали.
На внедорожнике проездили полгода, а дальше всё пошло так, как у других свидетелей этого громкого дела: сотрудники СК приехали и забрали машину на штрафстоянку.
— Мы даже и подумать не могли, будто с авто этим что-то не так! Всё настолько было «чисто» в документах… Да и автомобиль мы не первый раз покупаем — проверили всё, что можно…
Юлия и её семья в настоящем отчаянии. Девушка говорит, это была долгожданная покупка. А сейчас белорусы без машины и денег.
— Мы остались у разбитого корыта! Как нам вернуть деньги? Мы даже всех обстоятельств этого дела толком не знаем, так как мы проходим как свидетели, соответственно ознакомиться с ним не имеем права. По нашей информации, Mitsubishi пригнали на СТО к обвиняемому, а он её продал перекупщику. Ну а тот — нам! До сих пор не укладывается в голове: как такое в нашей стране возможно? Ведь по документам всё было в порядке.
«У меня нет никаких бумаг даже о том, что машина изъята!»
У Михаила из Гомеля даже снимков автомобиля нет. Говорит, не успел сфотографировать. Правда, в личном архиве большое количество писем из различных инстанций. Мужчина уже обращался в правоохранительные органы для признания его потерпевшим. Увы, всюду получал отказ. Дескать, приобрёл уже ранее похищенный автомобиль. Такой неутешительный приговор выносят официальные письма.
— Потерпевшими признали первых владельцев авто. А нас, которые после купили машины законным способом, — свидетелями!
История Михаила ничем не отличается от других в этой длинной цепочке из потерпевших. Разве что маркой автомобиля.
В феврале прошлого года житель Гомеля купил Audi A4 за 9 200 долларов. Машина была на транзитных номерах.
— Продавец мне пояснил, что снял авто с учёта заранее. Через месяц я спокойно поставил машину на учёт в ГАИ. Это свидетельствует о том, что на тот момент автомобиль не был в розыске, — вспоминает Михаил.
А в январе нынешнего года мужчину также вызвали в СК. Там сообщили, что в отношении продавца возбуждено уголовное дело, а на его автомобиль наложен арест. Сейчас иномарка находится на штрафстоянке. Когда решение суда вступит в законную силу, будет передана первому владельцу.
— Понимаете, какой замкнутый круг: решение суда мне не отдают, так как я только свидетель. У меня нет никаких бумаг даже, что машина изъята! Вот придёт сейчас транспортный налог, а за что мне его платить? Audi полгода на штрафстоянке…
В такую ситуацию попал и Артур.
— VW Passat я приобрёл в автомагазине в конце июля прошлого года за $4 000, а в сентябре того же года меня вызвали — сказали, что машина проходит по уголовному делу о мошенничестве, — вспоминает собеседник. — Иномарка уже была оформлена на меня, и по сей день она на мне. В сентябре мне её отдали на ответственное хранение, а в январе забрали и поставили на штрафстоянку.
Таких историй в деле гомельского автохауса — 68. И все они схожи: добросовестные покупатели остались без машин и денег.
Один из продавцов: «Я сам попал!»
Мы также нашли продавца, который напрямую купил некоторые автомобили у обвиняемого и продал их потерпевшим.
Артём очень эмоционально отреагировал на наш телефонный звонок. Мужчина утверждает, что сам считает себя потерпевшим: у него также забрали два автомобиля прямо со двора дома. А о том, что продавец — недобросовестный предприниматель, даже подумать не мог:
— Он людям (обвиняемый. — Прим. авт.) многим денег должен, нам нервы все истрепал! Говорил одно, показывал нам бумаги одни, выдавал нам их. Я даже своим родственникам «подогнал» машины от него. Говорим им: человек продаёт, идите к нему! А сейчас я крайний, оказывается! Я не то что ничего не заработал, я ещё и в минусе остался, — с чувством рассказывает продавец. — У меня со двора при свидетелях забрали две машины! И ничего уже не сделаешь! А авто мы покрасили! Мы туда ещё вложили 500—600 долларов. Все автомобили, которые у него покупались, надо было делать! Он брал весь хлам! Я делал их, свои деньги вкладывал, а потом ещё оказалось, что я в группе риска. Если бы я знал, что там такой недобросовестный предприниматель, я бы своим друзьям и родным не рекомендовал! Я сам пострадавший! Деньги на машины, которые у меня забрали, я одалживал. Мне сейчас надо ехать на фуру, чтоб их заработать и вернуть людям! Я сам каждый день на эмоциях и нервах, а люди ещё от меня деньги требуют!
У этой истории, судя по всему, будет продолжение. Покупатели, лишившиеся своих автомобилей, планируют подавать гражданские иски на продавцов, у которых они авто приобретали. А также обращаться за защитой своих интересов вплоть до Администрации президента.
Юрист: «Покупатели вправе потребовать у продавца возврата денежных средств, уплаченных по договору»
За комментарием по данному инциденту мы обратились к Андрею Левченко, юристу, председателю правления общественного объединения по защите прав потребителей «Правовое решение»:
— В данной ситуации судом правильно принято решение о признании лиц, которые были конечными приобретателями автомобилей, свидетелями, так как они приобретали автомобили не у обвиняемого, а у третьих лиц. В соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь, законодательством о защите прав потребителей на продавце лежит обязанность продать товар, не имеющий недостатков, в понятие которых входят и обременения, либо они должны быть оговорены в письменном виде. Если потребителям не было сообщено, что им реализуются автомобили, находящиеся на комиссии, они вправе потребовать у продавца возврата денежных средств, уплаченных по договору.
Мы будем следить за развитием истории.