Владельцы дизельных автомобилей прекрасно знают, что, помимо летнего и зимнего моторных масел, существует сезонное топливо. В октябре при начале первых заморозков можно оказаться в непростой ситуации, если залить в бак летнюю солярку. Помимо дизельного топлива, есть зимний и летний бензины, смена которых на АЗС происходит в октябре-ноябре. Что это за виды горючего и что будет, если их перепутать?
Летняя солярка
Осенью все нефтеперерабатывающие предприятия переходят на производство зимнего топлива. Изготавливается сезонная солярка, предназначенная для низких температур, а также все сорта бензинов.
Летняя солярка может замерзнуть уже при минус 5 градусах. Она начинает выделять фракции парафинов, которые образуют осадок в топливе, забивающий фильтр и сетку топливного насоса.
Отогревается топливный фильтр с помощью теплой воды. На него накладываются тряпки, которые затем проливаются горячей водой. Водители грузовиков, работающие в регионах со сложными погодными условиями, нередко осенью возят с собой запасные фильтры тонкой очистки, а также резервные свечи накаливания. Для предотвращения замерзания солярки в нее добавляют специальные антигелевые присадки, предотвращающие появление осадка до минус 10 градусов. Если добавок нет, то можно добавить в бак немного бензина, чтобы растворить формирующиеся парафиновые сгустки.
Если это не помогает и топливо застыло в магистралях, то здесь необходимо греть машину целиком. Для этого нижнюю часть машины обкладывают пленкой и включают тепловую пушку.
Настоящее зимнее дизельное топливо держится до минус 25 градусов и густеет при минус 30.
Зимний бензин
Бензины тоже бывают зимние и летние. Отличаются они друг от друга уровнем испаряемости и давлением насыщенных паров (ДНП). Зимние бензины испаряются лучше, чем летние. Если поместить две открытые емкости с разными видами горючего в теплую камеру, то зимнее топливо испарится быстрее. Сделано это специально, чтобы компенсировать недостатки холодного пуска. Идеальная смесь напрямую зависит от насыщения камеры сгорания парами бензина, и чем ДНП в морозы выше, тем лучше для бесперебойного запуска и работы мотора.
В соответствии с ГОСТ давление насыщенных паров (ДНП) для летних бензинов должно составлять 35-80 кПа, а для зимних — 35-100 кПа при температуре 35 гр.
Если автомобиль с летним топливом в баке встретит морозы, то есть риск, что в первые минуты после запуска двигатель будет работать нестабильно. Электроника в этот момент регулирует смесеобразование и выставляет такие пропорции бензина и воздуха, которые предписаны при использовании зимних сортов. В итоге недостаток испаряемости делает смесь бедной, отчего смесь сгорает не полностью и двигатель может начать троить. По мере прогрева двигателя будут прогреваться и топливопроводы, благодаря чему температура бензина повысится и давление паров войдет в норму. На прогретом моторе перебои в работе исчезнут. Однако первые секунды работы на летнем топливе могут повлечь за собой негативные последствия.
Несгоревший бензин забивает свечи, стекает по стенкам цилиндров, смывая масло, попадает в картер, где смешивается со смазывающей жидкостью и меняет ее свойства.
Поэтому если в баке еще остался старый бензин, который заливался еще в сентябре, то в конце октября перед наступлением морозов неплохо добавить в бак полную порцию зимнего бензина. В соответствии с требованиями государственных стандартов на него должны переходить все АЗС.