Как на экзаменах набрать максимальное количество баллов и нужно ли для этого быть заучкой и зубрилкой? Об этом корреспондент Tochka.by поговорил со 100-балльницами – выпускницами обычных школ Минска.
У одной из собеседниц после сдачи централизованных экзаменов и тестирования (ЦЭ и ЦТ) из 300 возможных – 300 баллов!
Еще и средний балл школьного аттестата – 10. Для поступления в вуз он увеличивается в 10 раз. Итого – 400. Результат на 100%.
Можно ли все экзамены сдать на 100?
Абсолютную рекордсменку зовут Юлия Кирдюк. Она окончила СШ №45, что в Уручье.
Обществоведение Юля сдала на 100 баллов, столько же получила по белорусскому и английскому языкам. Плюсуем золотую медаль. Лучше не бывает.
Юлия Кирдюк. Фото предоставлено героиней материала
К своему успеху Юля относится сдержанно: "Рассчитывала на высокие баллы, но так, чтобы три сотни, конечно, нет. С волнением ожидала результаты последнего испытания, но, когда и по английскому языку получила максимум, поверила не сразу. Даже страницу нужного сайта перезагрузила".
Дома все на седьмом небе от счастья. Как говорит Юля, даже попугай Чип и кошка Тес.
Собеседница уверяет, что она никакая не зубрилка. Просто привыкла все делать основательно и добросовестно. Ее личные усилия и старания, конечно, поддерживались и поощрялись учителями. Для 45-й школы теперь Юлин пример – ориентир: "Нет задач невыполнимых".
Девушка признается, что родители еще не придумали, как ее поощрить, но будет рада любому сюрпризу. Заслужила.
Почему решили сдавать ЦЭ по белорусскому?
Мы договорились встретиться в торговом центре "Першы нацыянальны гандлёвы дом". Там многое со знаком качества. Получилось символично.
Юля Кирдюк пришла с одноклассницей Арианой Шарко. На ЦЭ по белорусскому языку Ариана заработала 100 баллов. По математике у нее 87, по английскому 84. Средний балл аттестата – 9,9. Вот такие умные девчонки.
Ариана Шарко. Фото предоставлено героиней материала
Не сговариваясь, они решили поступать в один вуз – БГУ. И даже выбор факультета совпал: ФМО. Вот только со специальностями еще не определились, но они, скорее всего, будут разными.
Девчонки не скрывают, что рассчитывали на хорошие показатели, однако страницу сайта, где отображались итоговые баллы ЦЭ по белорусскому языку, открывали с дрожью в руках.
Ариана признается, что, рассмотрев на экране телефона число 100, испытала одновременно радость и шок. Тут же сообщила родителям. Те похвалили, горячо поздравили, начали по цепочке обзванивать родственников. У Юли история схожая.
Выпускницы дружно отмечают, что в их успехе огромная заслуга учительницы белорусского языка и литературы Аллы Семеновны Макавчик.
"Мы с ней с пятого класса. После начальной школы было непривычно попасть к столь строгой и требовательной учительнице. Со временем разобрались, что такое отношение нам только на пользу", – говорит Юля Кирдюк.
Ей вторит Ариана Шарко: "У Аллы Семеновны нет любимчиков. Она никого не выделяет. Но если человек старается, сам проявляет инициативу, она это поощряет, готова заниматься дополнительно. Для нее важно, чтобы мы не просто механически заучили правила, а вникали и разбирались самостоятельно, без подсказок".
Легко ли сдавать экзамен по-белорусски?
Самое главное, чего достигла учительница, – то, что она привила детям интерес и любовь к белорусскому языку, истории родной земли. Ее уроки – это путешествия в мир литературы и "матчынай мовы".
При этом Алла Семеновна не требовала зазубривать тексты, вместе с ребятами разбирала их, анализировала, дискутировала. Получалось неформально, познавательно, полезно и интересно.
Юлия Кирдюк. Фото предоставлено героиней материала
С распространенным мнением, что белорусский язык сдавать легче, чем русский, Юля не соглашается: "Здесь тоже много правил и исключений из них, есть особенности лексики, орфографии, пунктуации и грамматики. Во всем этом нужно хорошо разбираться".
Ариана считает: из-за того, что белорусский язык не используется активно в повседневной жизни, сдавать его на экзамене было непросто. "Но он красивый и мелодичный, это то наследие, которое предстоит сохранить и передать следующим поколениям", – говорит собеседница.
Нужно ли учиться 7 дней в неделю?
По еще одному экзамену предпочтения девчонок не совпали: Юля сдавала обществоведение, Ариана – математику.
И вновь добрыми словами девчонки вспоминают школьных учителей: Татьяну Николаевну Добринович, Максима Витальевича Евланова, Веру Михайловну Косик. Темы уроков объясняли внятно и понятно, базу дали хорошую.
Также Юля и Ариана посещали специальные курсы, пользовались помощью репетиторов. Для подстраховки и дополнительной уверенности.
За хороший уровень знаний по английскому языку выпускницы благодарны Светлане Леонидовне Якубицкой и Алле Револьевне Горелик.
Девчонки уверяют, что они не сидели дни и ночи напролет над учебниками, хотя к экзаменам готовились основательно.
Как рассказала одна из учительниц, Ариана всегда была активисткой. Поучаствовать в подготовке любого мероприятия, выступить на конференции, провести экскурсию в школьном музее – это к общительной и всегда позитивной Шарко.
Ариана Шарко. Фото предоставлено героиней материала
Юля тоже никогда не отказывалась от общественной жизни класса и школы, но она немного другая: сосредоточенная, сфокусированная на том, чтобы во всем разобраться глубоко и основательно. Но при этом отнюдь не зануда.
Обе выпускницы в свободное время любят встречаться с друзьями, гулять по городу, слушать музыку. Ариана признается, что периодически со своей компанией выбирается на дискотеку, где "много танцев, песен, веселья, общения".
В субботу и воскресенье учебой девчонки себя не душили, потому что "в выходные нужно голову разгружать". В телефонах тоже периодически залипают. Как и остальные сверстники.
Какую основу закладывает школа?
Еще одна героиня – Дарья Губанова из СШ №218 имени Евфросинии Полоцкой. Это в Малиновке.
Средний балл аттестата у нее – 10. ЦЭ по математике сдала на 100, по белорусскому еще 100. За ЦТ по английскому получила 95 баллов. Аплодисменты.
Для поступления выбрала экономический факультет БГУ. Хотя раньше мечтала стать учительницей: "Это было немножко детское. Пришла в школу и узнала, что есть такая профессия. Со временем приоритеты поменялись".
Говорит, что крепкую основу знаний по всем предметам получила именно в школе. В старших классах ходила на дополнительные курсы, а в 11-м занималась еще и с репетиторами. Семена легли на уже подготовленную почву.
Дарья Губанова. Фото предоставлено героиней материала
"Курсы и репетиторы очень полезны. Если есть возможность, нужно ее использовать. Мне такие занятия помогли систематизировать знания, восполнить некоторые пробелы. К тому же это дополнительная тренировка и мотивация. Ты постоянно держишь себя в тонусе", – говорит собеседница.
Неформальным способом подготовки к экзаменам и к последующей учебе Дарья называет бизнес-кейсы. Это такой метод обучения, развивающий навыки анализа, презентации, работы в команде.
Со сверстниками (не только русскоязычными) общались по глобальной сети: придумывали задания (как правило, в области экономики), предлагали варианты решений. Дарья говорит, что опыт получила весьма полезный.
С признательностью перечисляет выпускница школьных учителей по предметам, которые сдавала на ЦЭ и ЦТ.
Математика – Ирина Владимировна Дрозд ("Строгая, требовательная, но находила возможность, чтобы вовремя пошутить и дать нужную разрядку".).
Белорусский – Светлана Федоровна Муравская ("Преподавала с пятого класса, а потом еще и классным руководителем была. Очень благодарна ей за полученные знания".).
Английский – Светлана Юрьевна Колбович ("Всегда общалась с нами открыто и честно. Не диктовала свои правила, а наладила уважительное сотрудничество".).
На экзамен как на праздник
Дарья уверяет, что к экзаменам себя специально не настраивала и не накручивала. Никаких медитаций, курсов по психологической устойчивости и ритуалов: "Я не суеверный человек и во всякие приметы не верю".
Дарья Губанова. Фото предоставлено героиней материала
Говорит, что перед математикой повторила наиболее сложные формулы. И на этом все.
"Хотите верьте, хотите нет, но на экзамены я шла получать удовольствие. А потом еще и результаты порадовали", – говорит собеседница.
Накануне испытаний для себя она решила, что, если вдруг никуда не поступит, это не самое большое огорчение в жизни: "Поработала бы бариста, лучше подготовилась бы к экзаменам в следующем году".
На деле же вышло прекрасно: 395 из 400 возможных баллов – результат выше всяких похвал.
Некоторые лайфхаки от стобалльниц
В школьных (а если получится, то в районных и городских) олимпиадах участвовать нужно. Это опыт. В том числе психологический. Учит концентрироваться на главном, ценить время.
Не рассчитывайте, что репетитор всему научит и гарантирует успешную сдачу экзаменов. Полагаться нужно прежде всего на себя, на свои силы, знания, навыки.
Память требует тренировки. Полезно регулярно решать математические задачи, повторять правила, учить наизусть стихи, читать вслух. Для этого всегда можно выкроить время.
Интеллектуальные игры – классная штука для мозгов. Шашки, шахматы, судоку, шарады, кроссворды, квизы – все сгодится.
Общение с пессимистами нужно ограничить. Лучше контактировать с теми, кто помогает почувствовать себя увереннее, кто поддерживает и вдохновляет.
На количестве заработанных баллов зацикливаться не стоит. Это всего лишь числа. Уровень знаний проявится позже.
Важно не переусердствовать и не выгореть. Гуляйте, дышите свежим воздухом, переключайтесь на положительные эмоции и впечатления.