«Очень хотелось жить, но в любой ситуации я видела намек на то, что мне в этом мире не место». О проявлениях биполярного аффективного расстройства и способах борьбы с ним читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Табуированность идет рука об руку с ментальными расстройствами уже достаточно давно. Но радует, что постепенно ориентиры общества меняются и серьезным заболеванием признается уже не только грипп или ангина, но и то, что связано с ментальным здоровьем человека. При этом многие психические расстройства все еще остаются зажатыми меж душных прутьев стереотипов – по итогу люди «клепают» обесценивающие мемы и банально не понимают, о чем говорят.
Мы постараемся изменить положение вещей и на примере Анастасии* расскажем о том, что такое крайности биполярного аффективного расстройства и чем оно на самом деле опасно.
– Мне поставили диагноз в феврале 2022 года, в июне он подтвердился. К врачу я обратилась во время депрессивной фазы, потому что в маниакальной человек обычно считает, что у него все прекрасно и просить о помощи нет никакой необходимости. Зачем, если тебе просто балдежно и ты этим наслаждаешься? – рассказывает Анастасия. – Изначально я пришла на прием к невропатологу – начались жуткие проблемы со сном, хотела, чтобы мне прописали соответствующие препараты для стабилизации состояния. Там мне по классике посоветовали попринимать глицин. На моменте, когда я скатилась в ужасную дофаминовую яму и стала день за днем безостановочно рыдать, меня направили уже к психиатру.
Девушка признается, что пошла к врачу больше из-за проблем со сном (позже к этому прибавилось самоповреждение): остальные признаки БАР (биполярного аффективного расстройства) обесценивали ее близкие, что не давало Анастасии возможности уделить своему состоянию достаточного внимания. «Тряпку в зубы и погнал» – классическая формула «местечковой» терапии, на самом деле, разумеется, не работающая с людьми, у которых диагностировано ментальное заболевание. Но, к сожалению, далеко не все это понимают, в частности привыкшие терпеть и молчать представители старшего поколения.
– Я дошла до психосоматики, и никто из врачей не мог понять, что со мной происходит. Проявлялось это как «вертолеты», которые бывают по пьяни. Потом грамотно поработавший со мной психиатр установил: я столкнулась с диссоциацией (человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. – Прим. авт.). Это была депрессивная фаза биполярного расстройства. Диссоциация стала одним из ее проявлений, – делится Анастасия.
Крайности БАР: написать книгу за два дня или сутки напролет рыдать
Собеседница рассказывает, что в маниакальной фазе ты будто остро чувствуешь свои возможности, «горишь» тысячей безумных идей, вроде необходимости отправиться путешествовать по Байкалу или написать книгу за два дня. Большинство из этих задумок нереально осуществить в такие сжатые сроки, но на тот момент данный факт тебя не волнует. Маниакальная фаза всегда связана с безумным подъемом энергии, но при этом из-за постоянной активности мозга у тебя появляются проблемы со сном. При таком раскладе организм достаточно быстро может истощиться.
– У меня был период, когда я не спала три дня подряд – банально не могла уснуть. Ужасное время, приходилось очень несладко, – признается девушка.
К слову, из-за того, что человек не осуществляет свои задумки, его может выбросить из маниакальной фазы в депрессивную, которой присуща некая вязкость мыслей, безразличие ко всему окружающему, плаксивость, бесконечные мысли о самоубийстве (хотя в реальности у тебя может не быть сил даже для того, чтобы встать с кровати).
– Просто погружаешься в серую обыденность, и тебе кажется, будто в маниакальной фазе был не ты, а какой-то другой человек, – объясняет девушка, – Как-то раз, во время одного из периодов дикого подъема энергии, я влюбилась, а после, перейдя в депрессивную фазу, полностью разочаровалась в объекте своего обожания. Примерно так это и работает.
В периоды ужасной подавленности девушка трижды сталкивалась с паническими атаками. Самый первый инцидент запомнился сильнее остальных.
– Это был ярко выраженный депрессивный период. Тогда очень хотелось жить, но в любой ситуации я видела намек на то, что мне в этом мире не место. В тот момент все эти мысли так сильно на меня давили, что вылились в паническую атаку. Ощущения были такие, будто стоишь под холодным душем, и мало того, что до невозможного спирает дыхание, ты еще и плакать начинаешь, – рассказывает Анастасия.
Интересуюсь у девушки, есть ли какой-то триггер, который провоцирует смену состояний. Отвечает, что иногда на это влияют внезапно настигающие тебя воспоминания из прошлого или ссоры с окружением, недопонимания со стороны близких.
Терапия. «Некоторые препараты провоцируют наступление маниакальной фазы»
– Сейчас я принимаю таблетки для стабилизации сна и биологически активные добавки. Мне прописали не только эти лекарства, но остальные, в силу наличия медицинского образования за плечами, я считаю лишними. К тому же я консультируюсь со знакомыми, которые работают в сфере, приближенной к фармакологии, на счет того, что стоит принимать для того, чтобы избежать «отката» назад. Дело в том, что некоторые препараты, наоборот, провоцируют наступление маниакальной фазы, – рассказывает девушка.
Но таблеток для полноценного лечения мало. Интересуюсь тем, ходит ли девушка на терапию. Та признается, что посещает специалиста в основном в стадии глубокой депрессии, когда появляются и слезы, и суицидальные мысли. Ходить на постоянной основе нет времени.
Кроме этого, справляться с БАР, что удивительно, помогают медитации. Данные процедуры проводятся в одной из городских больниц, и предназначены они как для людей с шизотипическим или депрессивным, так и для пациентов с биполярным расстройством.
– Честно говоря, я всегда относилась к медитациям со скепсисом, но, оказывается, есть реальные разработки психологов, психиатров, психотерапевтов, и эти процедуры способствуют достижению некоего баланса в вопросах мозговой активности, – рассказывает Анастасия.
«Не выдумавай», или Попытки вылечить биполярное расстройство сексом
– Близкие в курсе того, что у меня биполярное расстройство. Но, к сожалению, еще на моменте подтверждения диагноза я услышала от них лишь то, что расстройство я себе придумала, а психиатр мои бредовые идеи подтвердил, – делится девушка. – Бывший парень даже запрещал мне принимать лекарства, еще и навязывал абсолютно абсурдную мысль о том, что ментальное заболевание можно вылечить сексом.
Точно так же, по мнению героини, БАР обесценивают в интернет-пространстве, в особенности это касается мемов. Скачки настроения или просто склонность к тому, чтобы время от времени менять свое мнение, приравнивают к расстройству, что на самом деле глупо. Но подобные мемы Анастасию не задевают – где-то она даже может над ними посмеяться.
Девушка признается, что иногда ее мучают мысли о собственной неполноценности из-за того, что приходится принимать препараты для стабилизации своего состояния. С другой стороны, она вспоминает о том, что есть еще и диабетики, которые на постоянной основе вынуждены колоть себе инсулин, люди с другими заболеваниями, и от этого становится легче.
– Конечно, хотелось бы быть здоровой, но, раз уж пришлось столкнуться с БАР, сейчас надо думать о том, как помочь себе и улучшить собственное состояние, – заключает собеседница.
* По просьбе героини, ее имя изменено