В декабре, тем более если он мало напоминает зимний месяц, пасеку без присмотра тоже не оставить. Солнечный день и плюс на термометре зовут пчел из улья – их зимнему облету хозяева были даже рады: пчелки очищаются, еще раз до стерильной чистоты наводят порядок в улье, спокойными возвращаются к зимовке единым клубом.
Все их повадки хорошо знают каменчане Петр и Ольга Шостики, пасека которых находится в Чемерях. На отцовской усадьбе под старыми яблонями несколько десятков ульев и… небольшой крестик – пасека освячена, ее крылатые насельницы и труд хозяев получили Божье благословение.
В минувшем сезоне урожаем меда остались довольны, хотя и собрали его чуть меньше, чем в предыдущем. Окрестности Чемерей – хвойный лес, местами усохший, но те прогалины сразу облюбовали крушина и дикая малина. Плюс заросли алычи, вишенника, приусадебные сады. Рядом пойма реки с ее разнотравьем… Разжиться нектаром пчелам есть где. В иной год по просьбе пчеловодов – в деревне восемь небольших пасек – «Видомлянское» сеет рядом с Чемерями гречиху. Ее не обрабатывают химпрепаратами, и в этом отношении за пчел хозяева спокойны…
Сорок лет назад, когда супруги уже были в статусе военнослужащих в воинской части в Дворцах, их пасека начиналась с трех ульев (они и сегодня здесь), предложенных родственниками. Изучение пчелярства – с азов. До сих пор благодарны они односельчанину Михаилу Нероде, который искренне делился с ними нажитым на своей пасеке опытом. Немало важных подсказок находили тогда в советском жур на ле «Пчеловодство», да и на своих ошибках тоже учились. Среднерусскую породу пчел сменили на менее агрессивную британскую – бакфаст, эти пчелы жалят редко, работают с ними без перчаток…
– Лет десять назад заметили, что пчеловодов становится больше, – многим казалось, наверное, что это бизнес, который легко «раскрутить» и сделать прибыльным, – отмечает Петр Григорьевич. – Но теперь видим, что тот бум постепенно идет на спад, – пасека требует немало труда, внимания и, кроме прочего, нужны любовь к крылатой труженице-пчеле, умение учиться у нее соблюдению природного пчелиного устава в ульях… И теперь, зимой, надо вовремя защитить летки от синиц, которые клювом стучат по ним, выманивают пчел наружу и склевывают их. Ес ли мыши заберутся в улей, съедят вощину, сделают гнезда, – может погибнуть вся семья… А утепляем ульи обычно в середине января, когда начинается расплод. Следим, как переносят мороз, хватает ли им еды. Последние три года пчел не подкармливаем сахарным сиропом, они зимуют на своем меду – по 12-15 килограммов его оставляем на семью… В то же время без профилактики болезней спасения не будет: используем муравьиную кислоту в подушечках, другие средства, в том числе народные, против клеща…
У них уже немало постоянных покупателей, которых привлекает мед «из глубинки», спрашивают и о других продуктах пчеловодства, чаще – о прополисе (хозяева вскоре снимут его с рамок). В машине всегда с собой сертификат качества меда, получаемый после каждой выкачки его, справка из ветстанции о здоровье пчел. Продают мед не только в Каменце и районе, но и в Бресте. Рядом с земляками. Как у магазина «Экватор», где из 12-и продавцов меда шестеро – каменецкие. Отмечают, что цена за последние два-три года не подрастала, – наоборот, даже снижалась. Сегодня медовый ценник 10 – 12 рублей за килограмм: мед майский, с липы, гречишный… Хорошо раскупается мед в сотах – скорее, как лакомство. И вообще, замечают, меда стали покупать больше прежнего, однако и продавцов его добавилось. На медовой ярмарке те же законы рынка… И с обязательным предисловием о качестве.
Супруги Шостики советуют проверять его «на вес»: 1 литр меда весит 1 кг 400 г, иногда чуть больше. Если до этой нормы недотягивает граммов 200 – 300, значит, ненатуральный, от него надо отказаться. И еще: правильный мед накручивается на ложку тягучей «веревочкой»…