Без учителя не было бы многих профессий: ни врачей, ни продавцов, ни военных, ни строителей. Мы все учились у него писать, читать, различать добро от зла. Он незаменимый человек в судьбе каждого школьника, он снова и снова проживает детство с каждым ребенком, видит мир его глазами, отдает ему свои знания. Может ли быть профессия учителя непрестижной? Безусловно, нет.
Педагоги Междулесской СШ Ирина Бабух (слева) и Дарья Кот
Педагог – высокое звание и удивительная профессия, которая дает возможность поработать во многих сферах: показать себя хорошим специалистом-предметником, проявить свои артистические способности, в нужное время стать тонким и чутким психологом. Каждый год педагогические учреждения высшего образования ждут своих студентов, а администрация школ вместе с учителями тех, кому передадут свое дело. И руководство учреждений образования, и родителей, и общество в целом волнует то, какие люди придут завтра работать в школу.
– Потребность в педагогических кадрах в районе есть, – говорит главный специалист по кадрово-юридическим вопросам отдела по образованию Березовского райисполкома Жанна Косевич. – На прошедшей неделе мы присутствовали при распределении молодых специалистов Брестского, Барановичского и Полесского университетов. По предварительному распределению к нам в район прибудет 31 молодой специалист в учреждения общего среднего и дошкольного образования. Это составляет 73% от потребности в кадрах на 2022 год. Мы ведем целенаправленную работу по мотивации учащихся на педагогическую профессию. С этой целью в наших школах открываются педклассы и группы – наш надежный фундамент в профориентации. Решением педсовета выпускники таких классов получают рекомендацию, собирают портфолио и при условии, что в их аттестате хорошие оценки по предметам и профильным испытаниям не ниже восьми баллов, могут поступить в педвуз без ЦТ. Получить образование можно и на условиях целевой подготовки. Для молодых специалистов предусмотрены бонусы: ежемесячные надбавки к зарплате от 10 до 50 процентов, частичная компенсация затрат на аренду жилья и проезд, оказание материальной помощи.
Ежегодно молодые специалисты приходят в сельские школы и закрепляются там. Например, в Междулесской средней школе (Брестская область, Берёзовский район) трудятся четыре педагога второй год, а еще шесть продолжают свою работу после пяти лет. Все специалисты не местные, но остались в школе. Мы встретились и поговорили с молодыми педагогами, работающими второй год: учителем русского языка и литературы Дарьей Кот и учителем физики и информатики Ириной Бабух.
– Как вы пришли в профессию?
Дарья: В 11 классе стал вопрос о поступлении, а учитель, на мой взгляд, такая женственная профессия. Русский язык и литература мне всегда нравились, так же как и то, как их преподавала Наталья Васильевна Лисовская. Было желание стать педагогом начальных классов, но поступила и окончила Брестский университет имени А.С. Пушкина по специальности «русская филология, литературно-редакционная деятельность».
Ирина: Мне всегда нравились больше точные технические науки, хотела быть учителем математики. Но набор закончился, и я поступила в Брестский университет на учителя физики и информатики. По распределению я и еще четыре моих однокурсника попали в Березовский район.
– Каким был ваш первый урок в качестве учителя?
Ирина: Первые шаги в профессии всегда трудны и волнительны, ведь еще недостаточно практического опыта. Мой первый урок в Междулесской школе был в 9 классе. Тщательно продумывала, с чего и как начинать, как знакомиться со своими учениками. Все прошло хорошо, контакт наладила с детьми легко, они очень общительные, отзывчивые. Мы продолжаем с ними работать в этом году.
Дарья: Я вспоминаю свой первый урок во время практики в одной из брестских гимназий. Готовилась к нему неделю, но прошел он не совсем удачно. И у меня, и у детей присутствовало большое волнение. И второй урок прошел тяжело, и третий. Я начала задумываться, что не так что-то делаю, может, у меня вообще не получается быть в этой профессии. На четвертом – мой куратор поздравил меня с удачным уроком.
– Вы были в городских школах на практике, сейчас работаете в сельской школе. Поделитесь своими впечатлениями.
Дарья: Мне кажется, что дети здесь очень добрые, искренние. Ты сконцентрирован, можешь уделить каждому внимание, с каждым поработать индивидуально. Я не местная и пока ни на минуту не разочаровалась. На уроках стараюсь быть строгой, держать дисциплину, хотя вначале это непросто давалось. А еще мне повезло: нас приехало четыре молодых специалиста, и мы стали хорошими друзьями.
Ирина: Безусловно, немного легче работать. Ты знаешь каждого ученика, можешь каждого проконтролировать, вовремя подсказать, а он тебе доверяет. Вне уроков мои подопечные открыты для общения, не замкнуты, а мы, педагоги, всегда на виду и должны быть примером.
– Какими качествами должен обладать тот, кто задумывается о пути в педагогику?
Дарья: Он должен чувствовать призвание к педагогике. Нужно вовремя все обдумывать, и уже в 10 классе работать в полную силу для подготовки к поступлению. Это человек, полный творческой энергии, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих людей. Добрый, трудолюбивый. Учительство – это образ жизни, а не просто работа.
– Были ли хоть малейшие сожаления о выборе профессии?
Дарья: Никогда не было сожаления. Уже на практике в вузе точно поняла, что хочу работать в школе. Я всегда иду на урок с удовольствием, и для меня это самый первый критерий, что я выбрала правильный путь.
Дарья и Ирина в самом начале своего профессионального пути. Но уже сейчас видно, как они живут работой, как светятся их глаза, когда они говорят о своих учениках и первых достижениях, желании совершенствоваться и творить. С выбором профессии Дарья Кот и Ирина Бабух не ошиблись.
В нашей области педагогические кадры готовят Брестский университет им. А.С. Пушкина, Полесский и Барановичский университеты, а также Пинский колледж Брестского госуниверситета. С информацией о поступлении и порядком приема документов подробно можно ознакомиться на сайтах учреждений образования.
В учреждениях образования функционируют группы и классы педагогической направленности на базе средних школ г. Березы, гимназии г. Белоозерска, СШ №3 г. Белоозерска, Первомайского УПК я/с – СШ, Сигневичского УПК я/с – СШ, Стригинской СШ, СШ д. Здитово. Посещают их 70 учащихся.