В Беларуси проводится немало автомобильных фестивалей, ретроралли, гонок и клубных встреч. На них команда av.by нередко знакомится с владельцами необычных и порой эксклюзивных экземпляров. Так мы встретили и героев сегодняшнего материала. Сергей и Ярослав владеют классическими американскими маслкарами Pontiac Firebird. Чёрный и белый, как инь и ян, — сравнение, которое невольно напрашивается. Сегодня поведаем о любви героев к данной модели и долгом процессе восстановления.
Ярослав и белый Pontiac Firebird 1994 года: «Ему было совсем плохо, но купить очень хотелось»
История о том, как Ярослав пришёл к идее купить Pontiac Firebird, довольно необычна. В декабре прошлого года мужчина открыл бар в стиле девяностых и проникся атмосферой того времени. Произошло это во многом благодаря жевательной резинке Turbo, вызывающей у многих приятное чувство ностальгии. Напомним, в упаковке с ней всегда было приложение в виде картинки с популярными и быстрыми автомобилями конца прошлого века.
— На девяностые пришлось моё детство, поэтому воспоминания о том времени приятные. Открыв бар в стиле этой эпохи, сразу загорелся мыслью купить соответствующий автомобиль. Сперва в голову пришёл Mercedes-Benz W140, но в семье уже есть W124 — зачем нам два «Мерседеса»?
Стал размышлять дальше, и здесь нужно сделать оговорку. Мы не украшали стены в баре картинами, а создавали антураж при помощи фантиков от жвачки Turbo, плакатов с Жан-Клодом Ван Даммом, пачек из-под сигарет, календарей. В общем, вкладыши от жевательной резинки из моей небольшой детской коллекции натолкнули на мысль о покупке Pontiac Firebird! А ведь, будучи мальчишкой, я мечтал о такой машине, глядя на рисунок!
— Надо сказать, что я не сразу остановился на Firebird. Рассматривал Chevrolet Camaro тех лет и Ford Mustang, который, правда, нравился мне меньше. Найти вариант мечты в Беларуси особо не рассчитывал, однако всё-таки открыл av.by и выбрал в фильтре машины девяностых с объёмом двигателя более трёх литров. Хотелось получить чистого «американца». Так обнаружил «ушатанный» Pontiac Firebird в чёрном цвете. Хотя знакомые специалисты меня отговаривали, понимая размер финансовых вложений и фронт работ, мечта победила.
— «Понтиак» продавался в Воложине за $7 тысяч. Приезжаем — стоит в гараже, залезаем в яму — снизу ничего живого. При этом двигатель завёлся и звучал хорошо. Да, повсюду течи масла, но выхлоп нормальный, коробка даже не «пинается». Сторговались на $4 500 — неплохая цена для старта! Выгнали машину на улицу, где уже поняли, что у Firebird живые мотор и КПП. Остальное — в плачевном состоянии: коррозия по кузову, ужасная картина в салоне. Всё было плохо, но очень хотелось эту машину. Тем более у Pontiac имелась съёмная крыша, которая тоже входила в перечень критериев для искомого автомобиля.
— Работ по восстановлению было проделано очень много! Не функционировали замки, стояла непонятная кнопка start-stop, светодиоды врезаны в динамики, добавлены какие-то датчики компрессии работы турбины, хотя её здесь в принципе нет! Одним словом, жесть. Сплошной «колхоз» и безумие.
— Стали собирать запчасти и завезли на СТО. Правда, там меня сильно подставили: парни взяли больше тысячи долларов за работу, а сами ничего не сделали. Неисправленными после них остались лишь установленные стойки амортизаторов. Всё остальное заново пришлось ремонтировать!
Комплектующие покупали по всей Беларуси, благо помогали знакомые с ретропробегов и фестивалей. Какие-то компоненты привозили из России, Польши, Литвы и, само собой, Америки.
— Ключевая цель заключалась в том, чтобы избавить машину от всего лишнего, что было на неё «надето», а потом привести в заводское состояние. Поставили стоковые хромированные колёса от Firebird, салон полностью перешит и восстановлен, пускай и в современном виде, но по стилю, близкому к оригиналу. Центральную панель обили алькантарой из-за того, что заводской пластик тех времён сплошь потрескавшийся — всё-таки машине 30 лет. Кузов из чёрного перекрасили в белый.
— Запчастей в США, кстати, на Firebird хватает. Под заказ могут привезти всё, что душа пожелает. К примеру, поддон на 3,4-литровый стоковый мотор обошёлся в 700 долларов. Естественно, почти половина от суммы — затраты на доставку.
— Я ещё до покупки знал, что 3,4-литровый двигатель GM — одна из самых надёжных V-образных «шестёрок» в мире, его убить просто невозможно. Из моего личного «кейса»: мы проехали весь ретропробег до Мирского замка, и уже там уровень масла был на минимальной отметке. По прибытии в Минск добрался до автомойки и снова решил взглянуть на щуп — а он сухой! Поведение мотора при этом совсем не поменялось. Естественно, я испугался — за автопробег вытекло всё масло, — не без улыбки вспоминает Ярослав. — В итоге закончилось тем, что я привёз машину мастеру, а он мне говорит: «Всё хорошо, ничего страшного не произошло — это объёмный „американец“». Нормальная ситуация!
Подытоживая историю покупки и проведённых работ, мужчина делится расчётами. Pontiac Firebird был куплен за 4 500 долларов, а на данный момент вложения остановились на отметке $15 500.
Сергей и чёрный Pontiac Firebird с 5,7-литровым V8: «Мелочовку даже не считаю, но $7 тысяч здесь растворились»
Минчанин Сергей более 15 лет ездит исключительно на автомобилях американского производства.
— Сколько себя помню. Только первая машина была европейской сборки, да и та — Ford Escort, — отмечает белорус.
— С детства перед глазами стояли здоровенные американские классические экземпляры 1960—1970-х годов: поп-культура и кино сделали своё дело! Ford Mustang и Chevrolet Camaro, Dodge Charger и Challenger воспринимались мной как эталоны. Мой путь конкретно с американскими машинами начался с Ford Mustang 1995 года — довольно простого авто с 3,8-литровым двигателем. Денег тогда особо не было, поэтому автомобиль достался в совершенно убитом состоянии, но за зиму и весну я привёл его в божеский вид. Это первая машина, сделанная своими руками. Привычка уходить с головой в проект, включая кузовные работы, осталась и по сей день. Наверное, только в движок с коробкой глубоко не залезаю.
— Параллельно с «Мустангом» у меня был интересный Pontiac Grand Prix, который я делал на протяжении семи лет. Там менялся мотор, перебиралась КПП. Естественно, перекрашивал и исправлял кучу мелочей. «Свапал» двигатель с 2,8-литрового на 3.4. Автомобиль я продал три года назад для музея одному обеспеченному фанату. Лучшую пенсию для этого экземпляра даже трудно представить. После первого Ford Mustang я владел ещё двумя: 2001 года с мотором 3.8, а также 4-литровым V6 выпуска 2008-го (брал его битым в США). Последний у меня задержался лет на семь-восемь: в нём я сделал за неделю полный «свап» на 4,6-литровый V8, причём с полным списком необходимых запчастей. Одним словом, по уму, и, кстати, первый такой опыт на просторах СНГ.
Продав «Мустанг», ему на замену пару лет назад приобрёл данный Pontiac Firebird. Фордовский мотор был тупиковым вариантом, так как с него тяжело выжать максимум, а я всегда мечтал участвовать в драг-рейсинге. 5,7-литровый двигатель «Понтиака» — восьмицилиндровый LS1 — позволяет сделать больше для лучшей производительности.
— Как вы нашли этот Pontiac Firebird? Подобные модели обычно непросто подобрать.
— Как это часто бывает — случайно. Машину ввезли в Беларусь в 2011-м, до повышения таможенных пошлин. Вместе с ней тогда пригнали такую же бежевого цвета. Конкретно на этой поездили года два, после чего стояла без дела до момента её покупки мной. При первой «встрече» от одного внешнего вида захватило дух.
— «Понтиак» был практически не на ходу. То есть ехать он мог, однако не работало два цилиндра, фары отказывались светить, в салоне многие кнопочки и опции не функционировали. Масло мотор «жрал» с аппетитом: из трубы валил буквально чёрный дым. В таком состоянии я забрал иномарку. И на протяжении года занимался реанимацией.
— Единственное, чего я не касался за время владения, — внешний вид. До него просто руки не доходили. Хотя издалека машина смотрится круто, вблизи заметны там-сям сколы и царапинки. Поскольку я знал, что с ней было на момент покупки, меня «внешка» вообще не волновала. Вдобавок Pontiac Firebird — мой первый небитый автомобиль. Кузов, за исключением ЛКП, практически в заводском состоянии благодаря длительному простою автомобиля. Сейчас купе я пользуюсь только летом и в тёплые сухие дни весной и осенью. «Файербёрд» не очень практичен для повседневной эксплуатации.
— Хотя машину я люблю, «наваливать» на ней каждый день тяжело. Садишься — кайф. На постоянке — устаёшь. Она попросту низкая и громкая. В любом случае Firebird могу простить всё, что угодно, за то, как она едет, и в целом за уникальность оснащения.
— Важно отметить, что машина была полностью комплектная, даже после определённого тюнинга в США. Американцы доработали мотор и подвеску в классическом для себя стиле. Правда, кое-какие моменты мне пришлось переделать. Подвеску они занизили донельзя, а в Firebird стоят длинные коллекторы, поэтому, чтобы всё это нормально помещалось под днищем, со стороны водителя выхлопная труба лежит не вровень с полом — опущена книзу. Опять же, из-за критически низкой подвески на машине было нереально проехать через «лежачих полицейских».
У нас на разборке я нашёл комплект ходовой (тоже заниженной, но не настолько) от Chevrolet Camaro начала нулевых. Чистая магия, ведь обычно такое днём с огнём не сыщешь, а здесь — пожалуйста, и даже в Минске.
— Фары просто так тоже не заменить: это не лампочки, а неразборные блоки. Приходится заказывать из США. Подобных запчастей там навалом, и они недорогие. Можно найти даже новые комплектующие. Почему так? У Pontiac Firebird одна из самых популярных платформ для тюнинга до сих пор. Похожая история с Chevrolet Camaro: для американцев это наиболее адекватный, классический и бюджетный вариант с распространёнными ДВС.
— После того как год доводил машину до нормального состояния, я переключился на подготовку её к заездам в драг-рейсинге. Двигатель 5.7 LS1 просто легендарный — по нему книги пишут, и у меня даже есть три экземпляра разных авторов. Множество вариаций LS-серии ставилось на огромное количество моделей General Motors.
— За год до покупки мной в Firebird чинили коробку, но, видимо, сделали плохо. К концу второго сезона она умерла из-за копеечной поломки — полетел подшипник в гидротрансформаторе, потянувший за собой всю КПП, — рассказывает Сергей. — Практически всё, кроме корпуса, заказывал в Штатах у фирмы, которая занимается тюнингом трансмиссий. Оттуда мне пришла усиленная для драг-рейсинга коробка. Комплект обошёлся дороговато. Отчасти из-за подготовки машины к гонкам ездить по городу на ней трудно.
— Подсчитывали вообще, сколько пришлось потратить на доработки автомобиля?
— Не космические цифры, но реально много! Мелочовку я даже не считаю… По меркам лютых фанатов тюнинга, сумма небольшая, хотя ощутимая. Наверное, около семи тысяч долларов без учёта стоимости самого Pontiac Firebird здесь растворилось.
«Pontiac Firebird — рок-н-ролл на колёсах в чистом виде. Без прикрас и фальши!»
Безусловно, с фанатами легендарных маслкаров можно разговаривать бесконечно: в процессе работы над проектами они всегда черпают новую информацию об особенностях конкретной модели. Сергей и Ярослав — не исключение. При этом нам хотелось спросить мужчин, что им даёт обладание Pontiac Firebird. С каким чувством они смотрят на свои автомобили?
— Ездить на состоявшейся мечте детства и юности — ни с чем не сравнимые впечатления, они многого стоят, — отвечает Сергей. — Про эти машины я могу рассказывать очень долго. Они уникальны, да и вряд ли кто-то привезёт их снова в Беларусь — только чокнутый фанат, готовый потратить сумасшедшие деньги. Самого «Понтиака» как марки больше не существует, а перед гибелью бренда в 2003-м прекратили выпуск линейки Firebird. Птица феникс, к сожалению, не переродилась.
Поэтому, когда едешь в потоке на такой машине, ощущаешь, что используется уникальная вещь, которой больше никогда не будет.
— Ещё лично у меня с «Файербёрдом» идёт постоянная борьба. Владение через преодоление. Низкая, шумная и очень плохо предназначенная для городского движения… Заточенная под драг КПП с длинными передачами почти всегда едет на третьей по минским проспектам. И вот при таком количестве но я ощущаю себя просто восхитительно — именно в плане эмоций.
Двигатель V8 за счёт установленного вала работает как классический американский хот-род с булькающим звуком, причём очень громко. По сути, здесь нет ничего, кроме самой машины: ни комфорта, ни экономии, ни удобства эксплуатации. Мотор, коробка, подвеска, рулевое колесо и обалденный облик. С точки зрения европейского потребителя, это совершенно спартанская модель.
— Мне не нужны ни ABS, ни богатая комплектация, ни traction control — ничего. А вот ощущение вождения в чистом виде — да. То, как едет и звучит мотор, — чистый кайф. При своей длине рулится Pontiac на удивление великолепно.
— Очень хорошая балансировка за счёт того, что коробка находится практически в «базе», — добавляет уже Ярослав. — Передняя часть двигателя выступает за переднюю ось сантиметров на двадцать.
— Да, та самая конструктивная особенность, которую не сразу заметишь. Образно говоря, выхлопная труба проходит под пассажиром — под его ногами находится выштамповка под «выхлоп», поэтому для «штурмана» пол не совсем ровный, — продолжает Сергей. — Ты сидишь почти на коробке, прямо перед тобой большой мотор, а позади — задний мост! С точки зрения технологий данная модель не сильно ушла от «одноклассников» из 60—70-х годов прошлого века. Однако при этом отлично сбалансированная и лёгкая. Большая часть внешних элементов кузова сделана из пластика.
— Конечно, доставляет огромное удовольствие, когда люди вокруг обращают внимание. В частности, очень живо и ярко реагируют дети. Для меня Pontiac Firebird — рок-н-ролл на колёсах в чистом виде. Без прикрас и фальши! — завершает владелец чёрного маслкара. — К тому же моя машина в версии NHRA — такими могли быть только Firebird Formula или Trans Am, а выпускалась юбилейная серия с 2000-го по 2002-й. Всего за три года произвели 895 NHRA, в год выпуска моего Firebird сделали лишь 145 единиц лимитированной версии. Мой «Понтиак» — один из них.
— С точки зрения концепции «инь и ян» я бы ещё добавил такое сравнение, — берёт слово Ярослав. — Моя белая — базовый сток 1994 года, и была цель довести её до состояния плюс-минус заводского. Чтобы стояла старая и «трушная» магнитола, работали все опции. По сути, мы видим два разных подхода и интерпретации истории. Первый — попытка вернуть к оригиналу, второй — сохранение внешнего облика при улучшении технических характеристик.
— Мне нравится чувство владения историей. К тому же для 1994 года это был очень надёжный и красивый автомобиль. А внутри Т-образная крыша, две подушки безопасности, ABS, стеклопакет, кондиционер, помпы в поясничной и боковой поддержке, электрорегулировки сидений и многое другое. В сухом остатке мы имеем неплохую комплектацию с топовым мотором, — продолжает хозяин белого купе. — Вторая причина, по которой важна эта машина, заключается во вложенном в неё труде. Мы ведь взяли тачку из-под забора и привели её в очень хорошее состояние. Когда прикладываешь усилия, время и уделяешь внимание — как тут не полюбить этого белого «Феникса»?
— Я не планирую продавать свой Pontiac Firebird. Мне важнее сохранить его в таком восстановленном виде, чтобы мой сынишка, которому сейчас четыре года, смог совершеннолетним проехаться на живой истории. Это то, для чего я живу, — завершает Ярослав.