Педагога возмутила разница в расчетных листах, предоставленных Минобразования, и своим собственным. А мы попытались понять, как она возникла.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
В редакцию Tochka.by обратилась Анна (имя изменено по просьбе героини) и попросила разобраться в ее расчетном листе. Вот что нам рассказала учительница.
"Мы с коллегами увидели расчетные листы [которые предоставило Минобразования редакции – прим.], и некоторые строки нас удивили. Да и зарплаты отличаются значительно", – пояснила Анна.
Она предоставила собственный расчетный лист. Судя по нему, на руки после всех выплат учитель за ноябрь получила Br1490.
При этом в сумму входит материальная помощь Br150, которая выдается один раз год. Получается, что стандартная зарплата Анны держится на уровне Br1340.
Что важно, стаж нашей читательницы – 22 года, нагрузка – около 36 часов (35,8). Это предельно допустимая занятость для педагога, подчеркнула читательница.
"И получается, что Br1300 <..> – это планка, которую педагог может получить, проводя по восемь уроков в день", – огорчилась Анна.
Ее обычный рабочий день начинается в 08:00, уроки – до 16:00, а после них педагог готовится к занятиям на следующий день.
"Часа четыре – четыре с половиной. То есть, рабочий день у меня получается почти 13-часовой", – подытожила учитель.
О том, почему педагог с вопросом о своем расчетнике обратилась в редакцию СМИ, а не к руководству, Анна говорит просто:
"В нашей организации задавать вопросы вышестоящим не принято: это наказуемо".
Далее она сообщила, что в данный момент находится на стадии увольнения.
"Причина связана с расчетным листом. Я задала вопрос, почему так сильно отличаются зарплаты у учителей разных школ. Ну и мне не очень хорошо ответили: сказали, что кто работает, тот и деньги получает. <..> А я готова, но и так работаю по 36 часов", – заключила Анна.
"Мы ведь единое государство… Я понимаю, кому-то премию за олимпиадника дали, кому-то не дали... Но это Br100 – разовая премия, а тут почти в два раза зарплаты отличаются. Как так?" – озадачилась учитель.
Немного о расчетнике
Tochka.by проконсультировалась с одним из белорусских бухгалтеров по поводу расчетных листов белорусов, работающих в сфере образования, и вот на что нам посоветовали обратить внимание.
Во-первых, наниматель обязан выдавать расчетные листки каждому работнику, но форма этого документа каждым нанимателем утверждается отдельно.
Во-вторых, бюджетникам з/п начисляется на основе тарифной системы: она включает в себя базовую ставку (устанавливается для всех в одном размере) и 18-разрядную тарифную сетку.
Теперь еще один важный пункт: тарифные разряды, перечни стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, их размеры (кроме надбавки за стаж работы в бюджетных организациях) определяют Минобразования по согласованию с Минтруда и Минфином.
Так, в своем постановлении №71 Минобразования определило тарифные разряды, а также перечень стимулирующих и компенсирующих выплат.
А теперь давайте конкретно и по пунктам. К стимулирующим выплатам ведомство отнесло:
- за характер труда
- молодым специалистам
- за особенности профессиональной деятельности
- за высокие достижения в труде
- за работу в сельской местности
- за работу в отрасли спорта.
Как компенсирующие определили в разы меньше пунктов. Всего два:
- за особые условия труда
- базовая доплата до минимальной заработной платы.
Показываем на расчетниках
Расчетный лист №1 с начислениями в Br1725 (и доходом в Br1490 после всех отчислений).
Предоставлено героиней материала
001 Оклад – расчет этой выплаты происходит по единому принципу и порядку.
Так, в постановлении №71 по наименованию должности нужно найти свой тарифный разряд (для учителя первой квалификационной категории это 9).
Затем тарифный коэффициент необходимо умножить на базовую ставку, поделить на нормальное количество часов нагрузки на учителя в неделю и умножить на фактическую нагрузку.
То есть, 1,68 * Br212,00 : 20 час. * 35,8 часа.
1002 Надбавка за стаж работы в бюджетных организациях – расчет единый и определен пунктом 2 Указа № 27 президента РБ.
Выплата зависит от количества проработанных лет.
- до 5 лет – 10% от базовой ставки
- от 5 до 10 лет – 15% от базовой ставки
- от 10 до 15 лет – 20% от базовой ставки
- от 15 лет и выше – 30% от базовой ставки (это и есть наш случай).
1003 Надбавка за контрактную форму найма – устанавливается индивидуально в процентах от оклада (максимальный размер до 50% от оклада включительно).
Найти это значение можно в своем контракте, оно должно быть прописано.
1010 Премия – размеры, порядок и условия выплаты премий утверждаются и зависят от руководителя бюджетной организации.
1012 Материальная помощь – эта выплата также зависит от руководителя.
1014 Надбавка за специфику работы в сфере образования
За первую квалификационную категорию полагается выплата в размере 50% от оклада.
1017 Надбавка за характер труда – устанавливается до 60% включительно от базовой ставки независимо от педагогической нагрузки педработника.
Конкретный размер и порядок выплаты определяет руководитель бюджетных организаций либо орган, который заключает трудовые договоры.
1033 Надбавка за высокие достижения в труде – размеры и порядок выплаты определяет руководитель или орган, как и в случае с выплатой, названной выше.
1040 Надбавка за классное руководство – устанавливается в размере 100% базовой ставки приказом руководителя учреждения образования.
017 Доплата за методическую литературу – 24,5% от базовой величины.
Почему два расчетника так сильно отличаются
Ранее в Минобразования также разъяснили Tochka.by, от чего зависят зарплаты учителей. Рассмотрим расчетный лист №2 с доходом в Br2500. Здесь будем разбирать не все пункты, а только те, по выплатам за которые есть отличия.
Предоставлено Минобразования
К тому же отметим сразу: мы спросили бухгалтера по поводу сразу двух надбавок за стаж и двух за работу по контракту.
Специалист подчеркнула, что судить о ситуации можно будет, только спросив обладателя этого расчетного листа. Однако такой расчетник может быть, если педагог замещал заболевшего учителя или ведет "что-то еще, помимо основной работы".
Итак, листок.
Оклад
Во втором документе он меньше, чем в расчетнике №1 (Br580,60 против Br637,53). Полагаем, это связано с меньшей занятостью (30,6 часа против 35,8 часа) в неделю.
Надбавка за специфику
У педагога с доходом в Br2500 она выше (Br396 против Br319), так как квалификационная категория высшая, а не первая, как у преподавателя №1.
Надбавка за характер труда
В расчетном листе №2 выплата складывается из трех и достигает Br178, в первом же случае педагогу начислили всего Br74,20.
Почему так произошло?
Как мы писали выше, конкретный размер и порядок выплаты определяет руководитель бюджетных организаций либо орган, который заключает трудовые договоры.
Надбавка за высокие достижения в труде
По данному пункту разница в выплатах между двумя педагогами составила Br138. Перевес оказался на стороне второго – у него Br190.
Тут так же точный размер выплаты зависит от руководителя или уполномоченного органа.
Премии
Большая часть дохода (Br700) у учителя №2 складывается за счет премий. Как мы помним, их устанавливают по утверждению руководителя организации.
У Анны премия составила всего Br31,88.
Материальная помощь
В расчетном листе №2 ее нет – возможно, педагог получил ее раньше.
Анне же "выписали" Br150.
Итого разница между зарплатами двух белорусских учителей – около Br800. Все выплаты, которые отличаются, утверждаются руководителем бюджетной организации. В четко же установленных ведомствами нормах разницы нет.
Комментарий Минобразования
После выхода статьи поступил официальный комментарий от Министерства образования. Приводим его целиком.
"В информации в Tochka.by приведено сравнение заработной платы двух учителей за ноябрь 2022 г.
В дополнение к данной информации Министерство образования сообщает.
Нормативными правовыми актами предусмотрено, что в составе расчетной заработной платы педагогического работника, в том числе учителя, есть гарантированная часть (выплаты, конкретные размеры которых установлены законодательством) и стимулирующие выплаты, которые распределяются по решению руководителя учреждения образования, согласованному с комиссией по назначению выплат, созданной в учреждении, и первичной профсоюзной организацией.
Справочно.
В каждом учреждении образования утверждаются положения о порядке назначения стимулирующих выплат, в которых указываются размеры, показатели и критерии для назначения надбавок и премирования работников.
Таким образом, разница в заработной плате учителей, приведенная в публикации , может иметь место и, в основном, сложилась за счет выплат, назначаемых руководителями учреждений образования".