Для перевозчиков время – деньги, но одна компания из Бреста придумала занимательную арифметику. Для тех, кого нанимает. Водители перевозят грузы, но денег за свою работу не видят. Работают, получается, в долг. И отдавать его никто не спешит. Проблема растет как снежный ком. Подозрительный логист меняет названия компаний, но не стиль работы. И его не испугаешь даже «страшным» судом.
«Договорились, машину подал, рейс сделали по Беларуси небольшой».
«Так вы думаете платить? Она сказала: "Да ". А когда? "Ну, вот в этом месяце нет".
«Вот уже прошел год. Уже пошел второй».
О таких, как Евгений, говорят: человек-оркестр. Он сам может и за рулем, и в яме, и в бухгалтерии. Говорит, сегодня нелегкое время для перевозчика.
Обычно брал заказы у проверенных логистов. Но предложение от новой компании казалось весьма выгодным. В итоге – он, как и многие его коллеги, не заработал и даже остался в накладе.
«Зарплата водителю, топливо, BelToll. Плюс судебные издержки».
Здесь стоит подробнее рассказать о схеме работы. У большинства перевозчиков принцип следующий: на определенной интернет-площадке выбирают выгодные для себя заказы на доставку груза из точки А в точку Б. Такие предложения, как правило, формируют логистические компании.
«Мы отдаем ей в долг услугу, она дает через 20 банковских дней после получения документов».
И в такой простой схеме оказалась лазейка, которая проделала солидную брешь в кошельках добросовестных перевозчиков. Логистическая компания находит груз на отправку, к примеру, за 2 тыс. рублей. А потенциальному исполнителю за перевозку предлагает больше – скажем, 2,2 тыс. В такую паутину попала Светлана. У них с мужем свой грузовик. Она ведет документацию, супруг крутит баранку.
«2,6 тыс. рублей платит заказчик – 2,6 тыс. рублей обещает перевозчику. Но тут тоже прибыли нет. Так нельзя работать».
Однако работали и, видимо, успешно. Один за другим стали появляться отзывы о конкретных логистических компаниях. И все связаны с парой из Брестской области.
Сергей Арцукевич, перевозчик: «У них не первая организация – у них цепочка».
Светлана Лазарь, перевозчик: «До "Емеральда" еще три фирмы было и ип».
В телефонных разговорах и переписках перевозчики просили скорейшего расчета, ведь деньги посредники получали от заказчика в срок. Но в ответ… тишина.
В лучшем случае обещания. В поисках правды перевозчики, которые чувствовали себя обманутыми, стали писать заявления в различные инстанции.
«Это писал я в УВД, в исполком писал. Ответы и договора. Все это есть».
В Березовском РОВД по месту прописки владельца проверку по одному заявлению провели и выявили
«В действиях Параскун формально присутствуют такие признаки, как умышленность, противоправность и корыстная цель, однако отсутствуют признаки безвозмездности, поскольку последняя от своих долговых обязательств не отказывается. Несвоевременность оплаты Параскун пояснили нехваткой денежных средств, связанных с расходами на хозяйственную деятельность предприятий и организаций по перевозкам грузов».
Сергей Арцукевич, перевозчик: «Они к этому времени выводят все деньги. Имущества никакого нет, поэтому так и штампуют, 5, 6, 7, 8 компаний».
Пока, как говорится, суд да дело учредители подозрительных логистических компаний открыли еще одну.
«"Сила роста" – фирма зарегистрирована в Бресте 10 ноября 2022 года».
На документах, предоставляемых логистической компанией, указан один адрес: г. Брест ул. Гродненская, 27А. Но, как видим, логистической компанией здесь даже и не пахнет. Здесь автомойка и стирка ковров.
Все закрыто. По указанному номеру телефона никто не отвечает. Но выйти на связь с владельцами логистической компании нам все же удалось по другим номерам. С хозяйкой разговор оказался коротким.
«Вы что прикалываетесь? Я могу в милицию обратиться, потому что полностью против каких-либо действий».
Позже в разговор вступил мужчина. Он согласился на встречу, но с юристом.
Встречу назначили у РОВД, недалеко от места регистрации компании. Однако обещанного (как и денег в этом случае) слишком долго ждать: наши собеседники (ни с юристом, ни без) на встречу не явились.
«Я пообщался со своим юристом, он сказал, что с вами встречаться не стоит. Есть вопрос в оплате задержки – это есть. Это юридические моменты. Со мной никто не ведет диалог, поймите меня. Нам никто не звонит. Мой юрист сказал конкретно, что знает, кто находится в Бресте. Претензия к вам сегодня же уйдет. Думаю, вашему начальству это не нужно».
Вот так своеобразно предприниматель интерпретировал нашу журналистскую деятельность, которую мы ведем в строгом соответствии с законом о СМИ. Как нам удалось выяснить, скрываться этому бизнес-дуэту не впервой – и не только от телефонных звонков. Пара временами меняет место жительства. И, оказывается, возврата долгов ждут не только перевозчики, но и арендодатель.
«Они сняли у меня квартиру в октябре, ноябре месяце. Три месяца прожили и ни копейки не заплатили. Ни коммунальные, ни квартплату. Она мне там про заграницу, что уехал. Надо было выгонять после первого месяца. 1,5 тыс. – квартплата и 500 – коммунальные».
Как говорится, денег нет, но вы держитесь. Перевозчики стали объединяться в группу в социальной сети, и она продолжает пополняться теми, кому должны.
Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков: «Лицензионные требования, которые должны предъявляться, должны быть достаточно строгими. В первую очередь, такие требования должны иметь некий уставной капитал. Некий замороженный актив на расчетном счете. Необходимо разработать и внедрить страхование ответственности, в том числе и за несвоевременный расчет, а государство будет взыскивать».
Такой механизм решения видят в Ассоциации перевозчиков, которые оказались фактически беззащитными перед теми, кто не спешит выполнять договоренности. А в ответ на любые претензии – очередная порция обещаний. Все ли так просто? И чем закончится эта история? Перевозчики намерены искать защиты в высших инстанциях. А пока, чтобы обещанного три года не ждать или вовсе не остаться без денег, придется работать по надежной формуле: доверяй, но проверяй.