Какие обстоятельства влияют на определение срока лишения «прав» и можно ли его уменьшить?
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Принцип справедливости заложен в Административном кодексе как один из важнейших при назначении наказания проштрафившимся водителям. Хотя справедливость – это понятие весьма субъективное, и отношение к этой самой справедливости у инспектора ГАИ и водителя может быть разное.
А еще есть принципы законности, гуманности, равенства перед законом и принцип виновной ответственности физического лица. Именно на этом строится наказание, которое ставит своей целью исправление нарушителя и недопущение им совершения правонарушений впоследствии.
Читатель Александр попал в ситуацию достаточно обычную: совершил мелкое ДТП, при котором можно было разойтись с потерпевшим путем простого составления европротокола. Но вместо этого он решил продемонстрировать свои «познания» юриспруденции инспекторам ГАИ, для которых виновная в аварии сторона была очевидна. Кто победил в этой «схватке»?
Александр: «Водительский стаж у меня 5 лет и управляю автомашиной я уверенно. Пару недель назад, сдавая задним ходом, зацепил стоящую рядом припаркованную машину. Владелец этого автомобиля был неподалеку – счищал с нее снег. Повреждения были минимальные. Предложил ему 200 рублей, чего, по моему мнению, с лихвой хватило бы на устранение причиненных повреждений. Но тот уперся: нужно как минимум еще столько же. На этой почве произошел словесный конфликт, после чего потерпевший вызвал ГАИ.
Наряд вскоре приехал, старший спросил, по какой причине не разошлись полюбовно, составив европротокол. Я объяснил коротко: «Не сошлись в цене». На что инспектор ответил, что это наше право и придется составлять протокол. Я привел еще такой аргумент: машина потерпевшего была припаркована не по правилам, ее там вообще не должно было быть, а следовательно, если бы этот водитель не нарушал правила парковки, то и аварии бы не было.
«Каждому свое, – ответил сотрудник ГАИ. – Ему штраф, а вам лишение светит». Это насторожило, и я попытался смягчить ситуацию, мол, попытаюсь снова с потерпевшим договориться, подождите немного. Но уже было поздно, да и потерпевший, как я понял, был не на моей стороне. «С нарушением согласны?» На этот вопрос я ответил, что не совсем, ситуация спорная. «Тут не о чем спорить, все очевидно», – услышал я в ответ.
Скоро мне идти на рассмотрение дела в ГАИ. Обратился к адвокату для консультации, который, честно сказать, меня расстроил. По его мнению, моя вина в создании аварийной ситуации очевидна, и с большой долей вероятности меня лишат «прав». Смысла в услугах адвоката при рассмотрении дела нет – это будет только лишняя трата денег.
Да я и сам стал понимать, что «накосячил» в своих порывах отрицать очевидные факты и спорить с инспекторами ГАИ по вопросам, по которым был не прав. Характер у меня такой, наверное…
Можете ли вы сказать, на какой срок меня могут лишить «прав»? А если я полностью признаю вину, характеристики с работы принесу положительные, можно ли рассчитывать на минимальный срок? И сколько это, если по минимуму?»
Начнем с европротокола
Если при ДТП стороны не достигли согласия в определении нанесенного ущерба, то ни о каком составлении европротокола не может идти и речи. Тут только вызов ГАИ.
На Александра составили протокол за нарушение п. 12 ст. 18.13 КоАП – нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки. За такое нарушение предусмотрен штраф от 5 до 20 базовых величин с лишением «прав» до двух лет или без лишения.
Аварийная обстановка – это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а ровно повлекшие повреждения другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.
Довольно расплывчатое определение, сюда приплести можно все что угодно. Но как есть, так есть.
Теперь о цифрах
Как следует из КоАП, штраф по данной статье последует гарантированно, а вот лишение «прав» может быть и не применено – все на усмотрение инспектора ГАИ. Максимальный срок лишения по упомянутой статье – 2 года. А каков же минимальный срок?
За ответом на этот вопрос обратимся к ст. 6.7 КоАП «Лишение права заниматься определенной деятельностью», где указано, что лишение права может устанавливаться на срок от 3 месяцев до 5 лет. Таким образом, вот и ответ: минимальный срок лишения «прав» – три месяца, максимальный по ст. 18.13 п. 12 КоАП – два года.
Тут нужно отметить, что перечень смягчающих вину обстоятельств законом не ограничен, и принять во внимание могут любое обстоятельство, которое инспектор ГАИ посчитает смягчающим вину. Так что, как говорится, и карты в руки.
Лишение «прав» не применяется только к инвалидам, использующим транспортное средство в связи с инвалидностью, за исключением «пьяной» статьи Административного кодекса (ст. 18.15 КоАП), а также в случае отказа инвалида от освидетельствования. По такой статье и обычного водителя, и водителя-инвалида могут лишить прав на пятилетний срок. Без приставки «до».