Работниками филиала Транспортной инспекции по Брестской области усилен контроль за соблюдением законодательства при перевозке пассажиров автомобилями-такси, в том числе с использованием контрольного оформления заказов. Инспекторы проводят не менее десяти контрольных закупок в неделю. Время для этого выбирают всегда разное. Могут работать ранним утром или поздним вечером, не дремлют представители главного контролирующего органа Минтранса даже в выходные. Кстати, именно в выходные и праздничные дни на дороги выезжает наибольшее количество таксистов-нелегалов, утверждают в Транспортной инспекции. Av.by решил проверить это, поучаствовав в нескольких контрольных закупках в такси в качестве «подсадных уток».
Договариваемся о пункте прибытия. Двое сотрудников Транспортной инспекции выезжают туда на служебном автомобиле. Мы ждём несколько минут и вызываем такси.
— Для вызова такси используем всегда разные приложения, — говорит ведущий специалист регионального отдела контроля автомобильного транспорта в городе Бресте Управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Брестской области Дмитрий Римша. — Это может быть «Яндекс», Uber, «Таксовичкоф»...
— То есть на авось? Значит, вполне может оказаться, что приедет добросовестный водитель, у которого не выявят никаких нарушений?
— Было бы замечательно! Но, честно говоря, такого за всё время работы мы ещё не встречали.
— Почему именно контрольная закупка? Разве нельзя просто остановить такси на дороге и проверить его?
— Так тоже можно. Но в этом случае водитель всегда может сказать, что он сейчас не на линии, а просто везёт родственников на вокзал, например. Пока сотрудник Транспортной инспекции останавливает машину, у таксиста всегда есть пара секунд, чтобы кое-что шепнуть пассажирам. Контрольная закупка — наиболее действенный способ контроля. Есть факт оказания услуги, и шофёру уже никуда не деться.
— А как таксисты обычно реагируют на такие мероприятия? Не пытаются ли оскорблять, применять силу, убегать?
— В Минске такое случается, но там и нелегалов гораздо больше. У нас все водители обычно реагируют адекватно. Подобных случаев с явной агрессией не было.
Тем временем заказ сделан, и к нам едет водитель Артём на белом Volkswagen Polo.
— Как вести себя во время контрольной закупки? — интересуемся у инспектора.
— Естественно. Можно общаться друг с другом, переговариваться с водителем (иногда очень общительные попадаются) либо просто ехать молча.
Машина прибыла. За рулём парень лет двадцати, в салоне играет музыка. Безмолвно направляемся к назначенному пункту.
— Здесь? — уточняет таксист, заезжая в тупик.
— Да, сюда
Немноголюдная тупиковая улица выбрана неслучайно. В таких местах можно спокойно осуществить контроль автомобиля и оформление документов, никому не мешая и не препятствуя движению транспорта.
Дмитрий Михайлович рассчитывается с водителем, тот даёт ему сдачу. Мы благодарим и выходим из такси. Чуть прикрыв за собой дверь, инспектор достаёт удостоверение и предъявляет его водителю:
— Транспортная инспекция! Проводится контрольная закупка.
— Вот ваш чек, — взволнованно говорит водитель, пробивая кассовый документ.
— Чек нужно выдавать пассажирам сразу после поездки вместе со сдачей, а не после того, как человек покинул машину и представился сотрудником Транспортной инспекции.
— Честно, я собирался отдать чек, замешкался с монетами... — оправдывается таксист.
В это время к нам подъезжает служебный автомобиль Транспортной инспекции. Сотрудники предупреждают водителя о том, что ведётся фото- и видеофиксация, и просят по одному выдавать требуемые для проверки документы.
С бумагами всё в порядке. Дальше инспекторы проверяют внешнее оформление автомобиля-такси, а также наличие исправного огнетушителя, медицинской аптечки, знака аварийной остановки. Пока придраться не к чему. Но у сотрудников возникает вопрос по внутреннему оформлению такси:
— Почему в салоне нет информации о перевозчике? Это обязательно.
Молодой водитель заметно волнуется и тушуется.
— Давно вы работаете в такси? — интересуемся у него.
— Да всего две недели... — обречённо держась за голову, отвечает парень.
— Сейчас мы выпишем вам повестку о явке в филиал Транспортной инспекции. Если подобных нарушений у вас в течение года не было, на первый раз вынесут предупреждение, — говорят специалисты.
На сегодня у нас запланированы ещё две контрольные закупки. Договариваемся о следующем пункте назначения, служебный автомобиль уезжает, а мы переходим на другое место и вызываем такси. На сей раз пользуемся приложением Uber BY.
— Это иностранное приложение, для регистрации здесь шофёру достаточно указать своё имя, данные водительского удостоверения и транспорт. Необходимо ещё записать перевозчика, но, по сути, тут можно ввести любое название и таким образом обойти систему регистрации, — говорит специалист.
Не с первого раза, но заказ всё-таки удаётся сделать. К нам едет Андрей на сером Volkswagen Polo.
Схема та же. Садимся в такси, приезжаем на место, рассчитываемся, выходим. Инспектор оставляет дверцу открытой и предъявляет документ.
— Да вот же ваш чек! — чуть ли не кричит водитель, пробивая кассовый документ и демонстративно размахивая им над головой.
— А что ж сразу его не выдали?
— Пробивал я, честное слово, пробивал! — не желает признавать своей вины мужчина. — Ну зачем же вы так, ну вот же чек!
— Хорошо, давайте посмотрим, — говорит Дмитрий Михайлович, беря в руки кассовый документ. — Начало поездки — 15:56, конец — тоже 15:56. За три секунды доехали!
В это время к нам уже подъехало служебное авто Транспортной инспекции. Проверка документов, оформления такси, огнетушитель, знак, аптечка…
— Обратите внимание: препараты в медицинской аптечке просрочены, — говорит заместитель начальника регионального отдела контроля автомобильного транспорта в городе Бресте Управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Брестской области Руслан Терета. — В этом случае ответственность несёт не только перевозчик, но и организация, выдавшая допуск автомобиля на линию.
К внешнему оформлению такси тоже есть претензии: на задней стенке опознавательного фонаря оранжевого цвета отсутствует отличительный знак обслуживания в виде шашек.
Идёт оформление документов. Водитель нервно закуривает сигарету в сторонке. Подходим к нему.
— Впервые вас проверяет Транспортная инспекция?
— Да, первый раз.
— Может, есть у таксистов какие-то чаты в мессенджерах или группы в соцсетях, где сообщают, что в городе сейчас осуществляются контрольные закупки?
— Да, есть, конечно, и в «Вайбере», и в «Телеграме». Писали там сегодня, что проверки проводятся, все нелегалы уже сошли с линии!
— Да там уже даже ваши фото есть! — говорит Руслан Валерьевич, подходя к нам.
Находим группу таксистов в «Телеграме». Туда выложили снимки участников контрольных закупок, а помимо этого, и передвижения автомобиля Транспортной инспекции по городу сообщаются.
Тут же в чате обсуждают, когда и как правильно выдавать чеки пассажирам. «А я обычно спрашиваю в конце, нужен ли чек. Это тоже неправильно?» — пишет один из участников сообщества. «Должен по умолчанию вручить», — отвечают ему.
— А вы почему чеки не выдаёте? — интересуемся у нашего водителя.
— Всегда выдаю! — настаивает он на своём. — Просто были у меня случаи, когда пассажиры оказывались не в состоянии расплатиться либо убегали не заплатив. А я же с дохода налог плачу! Поэтому пробиваю чек всегда после факта оплаты, чтоб уж наверняка!
— А часто бывает, что не расплачиваются пассажиры за поездку?
— Часто — не часто, но бывает. Обычно так поступают девушки, — удивляет нас своим ответом водитель такси.
Машину для финального на сегодня контрольного мероприятия мы пробуем заказать через приложение «Таксовичкоф».
— Дмитрий Михайлович, не используете ли вы какие-либо средства маскировки при проведении контрольных закупок? — спрашиваем у специалиста. — Говорят, снимки с нами уже все таксисты города видели.
— Да, мои фото постоянно гуляют по этим группам. Но париками, очками и гримом мы не пользуемся, — с улыбкой отмечает Дмитрий Римша.
— Бывало такое, что садитесь вы в такси, а водитель говорит: «А я вас знаю, вы из Транспортной инспекции»?
— Не было пока такого.
— Интересно, а когда вы пользуетесь услугами такси во внерабочее время как обычный потребитель услуг, обращаете ли вы внимание на нарушения по части пассажирских перевозок, делаете ли замечания водителям?
— Нарушения, конечно, вижу. Но замечания во внерабочее время не делаю.
Наше такси прибыло. Садимся. Обшарпанный салон, старый запылённый кассовый аппарат. Наверняка он тоже чеки не выдаёт…
Подъезжаем к месту назначения, рассчитываемся. К нашему удивлению, водитель сразу пробивает и выдаёт нам чек. Узнав о том, что проводится контрольная закупка, реагирует очень спокойно.
— Чек сразу выдали — это хорошо, — говорит Дмитрий Михайлович. — Сейчас подъедут мои коллеги, проверят документы и оформление авто. Уже вижу, что данных о тарифах и перевозчике нет в салоне.
— Всё есть! Вот, пожалуйста, — говорит водитель, опуская козырёк и демонстрируя прикреплённую с его обратной стороны информацию.
— Во время поездки я этого не видел, − говорит специалист. — Должно быть на заметном для пассажиров месте.
— Вы так спокойны, наверное, не первый раз попадаете на подобное мероприятие? — спрашиваем у водителя.
— Впервые. Раньше только от других слышал, что такое проводится в городе.
— И что вам рассказывали?
— Ну, не очень таксисты рады этому...
«Подмога» прибыла. Инспекторы начинают проверку.
На этот раз проблема с документами: копия страхового полиса ответственности перевозчика перед пассажирами не заверена, у водителя нет справки о прохождении курсов таксистов. Как оказалось, шофёр вообще не знает, что такой документ необходимо при себе иметь, и о подобных курсах впервые слышит.
— А давно вы в такси работаете?
— В этой компании — больше года. И никто не говорил, что какие-то курсы надо пройти...
Водителям выданы повестки о явке в филиал Транспортной инспекции. А перевозчикам направят требования по устранению выявленных нарушений. В течение 30 дней они должны будут в письменном виде отчитаться контролирующему органу об устранении нарушений и прикрепить доказательства этому.