Владельца сегодняшнего BMW E46 зовут Игорь. Мужчина живёт и работает в Пинске, откуда прямиком и приехал на съёмку, попутно решив обработать семейный автомобиль антикоррозийным составом. Шутка ли, баварским универсалом он владеет уже 11 лет, за которые кузов ни разу даже не варился. Как тут не изучить его состояние? Av.by рассказывает, что показал осмотр 20-летней «тройки».
«Рука не поднимается продавать»
В семье Игоря универсал BMW 3-Series в кузове Е46 появился в далёком 2012 году. Тогда белорус подбирал на рынке Audi A4, но в процессе поиска ему предложили рассмотреть и баварский бренд: ценовой сегмент схожий, а разнообразие моделей шире.
— На тот момент данная «тройка» была почти по низу рынка. Во многом это объяснялось тем, что здесь модификация 318d — самый слабый двигатель в линейке на 115 «лошадок». Машиной уже год пользовались в Беларуси, а забирал я её в Минске.
— Тщательно про историю эксплуатации в Европе не расспрашивал: состояние явно было хорошим, потому и взял. Проверили на СТО — так и купил автомобиль. По сравнению с другими вариантами этот БМВ казался идеальным. На рынках в Малиновке и Ждановичах почему-то попадался хлам: открываешь багажник, а оттуда доносится запах свежей краски.
Так пинчанин стал обладателем «тройки» Е46 выпуска 2002 года. Пробег на момент покупки составлял чуть более 200 тысяч километров. Автомобиль обошёлся мужчине в $10 100.
— Если разделить затраты на все годы владения, то окажется, что БМВ требовала очень мало. В основном расходники. Помню, ещё после переоформления прошлый владелец сказал: «Поздравляю с покупкой хорошей машины. Вы счастливчик». Тогда я не придал особого значения его словам, а после убедился, насколько он был прав.
— За всё время по двигателю менял свечи, масло (каждые 10 тысяч километров). Шкив коленвала пришлось — это «болячка» данной модели. В прошлом году сломалась электронная часть топливного насоса. Недавно делал кардан — он здесь подвесной и трисоставный. Заменил технические жидкости в КПП и заднем редукторе. К слову, масло не подъедает: от замены до замены без долива.
— Передняя подвеска вся менялась с рычагами, пружинами, амортизаторами, а сзади — только «аморты» и пружины. Задние тормозные диски с колодками тоже обслуживались, передние колодки ещё даже не стёрлись — жду, — с улыбкой произносит Игорь. — Здесь надо учитывать, что за 11 лет на универсале я наездил всего 90 тысяч километров. В основном на работу и домой.
— За время владения я ничем кузов не обрабатывал, хотя низы дверей с правой стороны подкрашивались, крылья — косметически. Стали проявляться точки «жучков». На задней колёсной арке после покраски тоже после зимы появились вздутия: возраст берёт своё. Думаю заняться устранением нюансов будущим летом. Несколько лет назад проверяли кузов толщиномером: ЛКП до сих пор заводское. Незначительные моменты были, но ничего глобального.
— В плане расхода просто сказка! Когда по трассе едешь 90—100 км/ч, то бортовой компьютер показывает 4,5—5 литров дизтоплива. К 120 км/ч и более — ближе к шести. В городском цикле — 7,5—8 л. С баком на 60 литров спокойно доезжали до Москвы и возвращались назад — больше 1 000 км преодолели. Даже не знаю, что взять на замену BMW E46.
— Год назад я выставлял машину на продажу. Подал объявление в воскресенье вечером, а утром понедельника позвонил желающий купить и даже приехал смотреть. БМВ очень понравилась: люди готовы были забрать, оставили задаток. Но девушке, которой они выбирали автомобиль, «не зашло». А мы с женой за эти сутки пережили полный спектр эмоций: «Ну как отдать нашу машину?»; затем: «Как такое авто можно было не взять?»; после: «Хорошо, что остаётся». В итоге до сих пор пользуемся «тройкой» — сейчас рука не поднимается продать.
Кузов я ничем не обрабатывал, а все эти годы машина хранится в неотапливаемом гараже.
«Навесные кузовные элементы подвержены коррозии»
Оценивать состояние BMW E46 предстоит постоянному эксперту рубрики — Денису Зудову, специалисту центра антикоррозийной защиты KROWN.
— БМВ тех лет были очень популярны у белорусов, хотя имели огромное количество слабых мест. В данных моделях от коррозии чаще всего страдают именно кузовные элементы. К примеру, на левом крыле уже проявляется ржавчина, — начинает осмотр Денис.
— Только после этой зимы проявилась, — комментирует владелец.
— Да вроде бы и пора уже, — иронизирует эксперт. — Особенно если элемент подкрашивался.
— Следующее больное место — в передней части, где порог соединяется с крылом. Сюда забивается большое количество песка, влаги и соляных реагентов, что приводит к вздутию ЛКП. Конкретно данной машине стоит сделать комплимент: всё в идеальном состоянии. Во многом это так благодаря брызговикам: в экземплярах без них указанный участок кузова бывает насквозь гнилым. Зачастую владельцы пренебрегают такой простой мерой, а потом заменяют крыло, переваривают часть порога.
— Состояние самих порогов под пластиковыми накладками можно оценить по косвенным признакам: здесь поддомкратники не погнуты, а значит, целостность металла не нарушена. Многие автомобили с такой конструкцией имеют скрученные и проваленные в силовую часть поддомкратники.
— Ещё одно слабое место данной модели — угол передней двери. Отсюда BMW E46 начинают реактивно ржаветь. В нашем случае всё отлично, причём даже вальцовка целая. Судя по всему, лежит заводской герметик. Нередко, когда смотришь подобные автомобили, оказывается, что он уложен гаражным способом — нанесён буквально пальцем.
В дверном проёме есть сколы краски и поверхностная коррозия, однако это незначительные симптомы, которые можно списать на эксплуатационный износ. В идеале следует «затамповать» и остановить распространение ржавчины.
— Шов между крылом и задним бампером обычно тоже сильно страдает из-за забившегося туда песка. У меня нет замечаний к этому участку. Кромка колёсной арки также в полном порядке, а ведь от колеса в полость забрасывает много грязи.
— Очередная проблемная зона — крышка багажника, которая ржавеет из-под накладки с подсветкой номерного знака. Если присмотреться, то там мы уже можем обнаружить небольшие вздутия краски. Сейчас это капля в море! Вероятнее всего, крышка тоже с заводским ЛКП: зачастую после перекраски шильдики размещают неровно. Убедимся в этом или опровергнем данное утверждение, когда проверим кузов толщиномером.
— Задняя правая колёсная арка чуть похуже — есть нелицеприятные «жучки». Наличие сквозной дыры покажет только очистка элемента до металла. В любом случае подобные мелкие «сквознячки» ремонтируются оловом или локальным применением сварки. Если эта арка уже подкрашивалась, то такая ситуация более чем адекватная и прогнозируемая.
Мы уже говорили про пластиковую накладку на порог. Подчеркну ещё раз: под ней скапливается огромное количество воды по всей длине несущей части кузова. Соответственно, под элементом будет много вздутий, которые скрывают коррозию.
— По правым дверям ситуация тоже более печальная, хотя с учётом возраста не катастрофическая. Обычно в таких БМВ кромка выглядит совсем грустно. Здесь ещё ничего! Ржавчина лезет из-под герметика.
Рискну предположить, что это связано с конструкцией самой двери: дренажи расположены значительно выше вальцовки, за счёт чего из нижней части отводится не вся влага. В крайнем случае, когда появляется сквозная коррозия или шов разрывает, можно целиком заменить дверь. Благо запчастей на модель у разборок пока ещё валом.
— В уголке пассажирской двери спереди — зачаток очага коррозии. Обычно BMW E46 с этого и начинает гнить в труху.
Переднее правое крыло: по кантику уже тоже проступает ржавчина.
— Однозначно слабое место БМВ тех лет — «ноздри» капота. Бывало, когда владельцы открывали его, у них в руках оставались части капота. Здесь по ЛКП есть вопросы, однако делаем скидку, если элемент в родной краске.
— Многие немецкие автомобили тех лет грешили неудачной конструкцией уплотнительной резинки лобового стекла. В итоге в верхней части, ближе к кромке крыши, скапливалась влага, из-за чего образовывались идеальные условия для развития коррозии. По сути, парниковый эффект.
Проверка слоя ЛКП толщиномером подтвердила, что абсолютное большинство навесных элементов — в заводской краске. Вторичный окрас зафиксирован на крыльях как спереди, так и сзади машины, а также на капоте.
«Видим чуть ли не уникальное состояние для Е46»
После изучения наружной части кузова автомобиля эксперт приступил к осмотру днища 21-летней BMW E46. Как оказалось, к силовой замечаний значительно меньше.
— Если навесные кузовные элементы в этих БМВ всегда были подвержены коррозии, то снизу машины зарекомендовали себя с лучшей стороны: лонжероны и днище значительно устойчивее к ржавчине.
— Как мы видим, пороги в достаточно неплохом состоянии. Справа даже коррозии нет! Визуально красиво — машина очень даже «живая». На ровных участках и местах, подверженных пескострую, нет поверхностной ржавчины. Топливные и тормозные трубки вообще идеальны.
— В качестве профилактики рекомендую посетить кузовщиков, которые аккуратно снимут накладки на пороги, оценят их состояние, а также очистят внутреннюю полость от забившегося песка и камней. Даже невооружённым глазом заметно, что они там присутствуют. Если их оставить, они будут перетирать лакокрасочное покрытие, вследствие чего начнётся неконтролируемый процесс коррозии.
— Задняя часть порогов традиционно страдает сильнее. Это будет в любом автомобиле: с законами аэродинамики не поспоришь. В нише за топливным баком имеются вопросы, но делаем оговорку — машине больше 20 лет, поэтому это не глобальная проблема. Ржавчина пропитается проникающим антикором, а процесс окисления металла будет остановлен.
— Задние карманы под багажником смотрятся весьма неплохо. К примеру, возьми «японца» тех лет — обнаружишь сплошь ржавую зону.
— Ниша запасного колеса в порядке, а вот конструктивно выделенная под аккумулятор «коробка» тоже с нюансами. От завальцовки уже распространяется ржавчина, и в этом ничего удивительного. В очередной раз отметим: точки сварки или соединения металлов окисляются в первую очередь.
— Читателю может показаться, будто мы хаем этот автомобиль, мол, много слабых мест, — отмечает эксперт. — На деле не совсем так. По факту мы имеем чуть ли не уникальное состояние машины: любой Е46 по средней для рынка цене покажется совершенно другим. Поверьте, даже сейчас продаётся много едва ли не аварийных экземпляров данной модели.
— Используя эндоскоп, мы можем заглянуть в скрытые полости лонжеронов. Состояние сварных швов и вальцованных соединений образцовое! Никакой ржавчины там нет. Картина симметричная для правой и левой частей автомобиля. Класс! Всегда приятно осматривать такие экземпляры.
Даже подрамник и рычаги снаружи коррозируют, а внутри чистые.
— У БМВ в этих кузовах есть «прикол». Если не стоит распорка над двигателем, то начинает разрывать стаканы амортизаторов.
— Да, я тоже об этом слышал, — отвечает владелец. — Стал углубляться — сам установил распорку. Хотя думал, мол, в моей машине такого не случится, а потом реально обнаружил трещинки. Разрывает сначала герметик, после чего стаканы постепенно «складываются» внутрь. С установкой распорки подвеска стала чуть жёстче, зато можно ездить спокойно.
— «Внутрянка» под капотом также в хорошем состоянии, и ей можно сделать очередной комплимент, — завершает эксперт.
— «Живая» машина, каких сейчас крайне мало. Хвала хозяину, который поддерживает её в данном виде.
В этом автомобиле особо нет поводов, чтобы поторговаться. Мотор сухой, редуктор — тоже. Да, двери слабоваты. В остальном придраться к 21-летней BMW E46 не получится. Если когда-то от модификации 318d кто-то воротил нос, то теперь авто в таком состоянии с руками оторвут. Закинуть по верху рынка — заберут.