Они впервые появились здесь в то время, когда еще летал самолет по маршруту Мурманск – Брест и адресом был целый Советский Союз. Как бы ни любила свою малую родину на берегу незамерзающего Кольского залива Людмила Помецкая, но всегда мечтала после зимней полярной ночи хоть на время оказаться в немноголюдной солнечной деревеньке, где много зелени и яблоки на траве.
Работала «кадровиком» в областной администрации, и одна из сотрудниц, волею судьбы оказавшаяся в Мурманске, часто говорила о родной деревне на Брестчине, где вдоль заборов вишни и яблони, рядом река… Все внимательнее прислушивалась к ней Людмила, дома с мужем рассуждали: а вдруг там домик можно купить?
И однажды ее сослуживица-отпускница позвонила из деревни: продают здесь дом, можете приехать посмотреть. Анатолий Михайлович отправился в неблизкую дорогу. Но после удобного самолета больше всего запомнился донельзя переполненный автобус из Бреста до Став (сегодня вспоминает об этом с улыбкой). А дом на горочке в деревне ему понравился…
Сам-то он питерский, трудился на Адмиралтейских верфях, помнит, как строили первый в мире атомоход «Ленин». И после его перехода из Балтики в Мурманск приходилось часто бывать там в командировках. Там и познакомился с будущей женой. Когда встал вопрос, где будут жить – в Ленинграде или Мурманске, предпочтение отдали родине Людмилы. И почти полвека они вместе в городе, жизнь которого связана с морем.
Водная «стихия» в Ставах представлена Пульвой, что неспешно течет за огородами. Купальный сезон Анатолий Помецкий традиционно открывает в середине мая. Умело сочетает утреннюю езду на велосипеде до мостка, легкую пробежку и заплыв, длина которого в холодной воде стартует с нескольких метров. Не каждый поймет его восторг таким отдыхом, а он буквально смакует каждое мгновение среди зеленой тишины. После городской многолюдности это как осязаемый бальзам. Знает грибные места в окрестностях Став и после ранней пробежки в сезон возвращается с боровиками.
Впервые всей семьей Помецкие приехали сюда в отпуск в 1987-м. Людмила Николаевна до сих пор вспоминает, как тепло приняли их сельчане, как старались угостить домашним, помочь на усадьбе. С тех пор они каждое лето в Ставах, и даже внезапный развал Союза нисколько не стал препятствием. А после того, как оба вышли на пенсию, проводят в деревне по полгода, до конца октября. До отъезда осенью успевают и закатки приготовить – будто лето в банках оставляют здесь: к приезду следующей весной домашний деликатес – как находка.
Не могла не спросить, не скучают ли эти полгода по мурманскому рыбному разнообразию и что выбирают из нашенского ассортимента, зная толк в рыбе.
– Да, мы «рыбники». Но у вас рыбы не меньше, чем в Мурманске. Раз в неделю выбираемся в Брест – там привычные для нас треска, окунь, сельдь свежемороженая, что даже чуть дешевле, чем у нас, – люблю запекать ее в фольге. Скумбрия на рынке хорошего качества, отборная, – ее покупаю для засолки. Правда, окуня копченого или вяленого не видела, а палтус копченый – дороже нашего. Но в любом случае на безрыбье мы здесь никогда не бываем.
В июне Помецкие опять ждут друзей из Мурманска, о проезде которых на территорию Беларуси хлопотали заранее, – пандемия не дает о себе забывать. Их знакомые не первый раз проводят отпуск в Ставах. В каком Сочи, где наступают друг другу на пятки, можно сочетать зеленое умиротворение и хобби, когда вдруг «зачешутся» руки, попросят любимой работы?! Хозяйская мастерская со всем инструментом здесь в распоряжении гостей. Утренний моцион на берегу Пульвы и сельская неспешность дня. А еще овощи с грядки, чуть позже фрукты и ягоды с ветки. Привыкшим покупать их на рынке это тоже как маленькое чудо. На память о своем отдыхе здесь друг-умелец, увлекающийся резьбой, всегда оставляет маленькие шедевры: деревянные кружева украшают навес над колодцем, изящные оконницы придают дому особый уют и садовая скульптура из ствола дерева очень даже ко двору.
Его украшают яркие островки тюльпанов, деревца с пышными гроздьями сирени (подарок соседки), трогательные маргаритки в горшках, миниатюрные грядки со всходами свеклы и завитками гороха…Сохранены старые яблони и груши, вишни и жасмин, хозяева лелеют каждый уголок усадьбы.
– Мы, северяне, тоскуем в долгую полярную ночь по зеленым пейзажам и по-особому дорожим любым деревом и цветком, – говорит Людмила Николаевна.
Однако, прошлогоднее лето прошло в Ставах без них: из Мурманска выехали, но из Петербурга пришлось вернуться назад, ибо накануне российскую границу закрыли из-за пандемии. Но на их усадьбе в деревне тем летом не было безлюдно – здесь хозяйничали, наслаждались уютом их друзья, которые ранее переехали из-за Северного полярного круга в Брест. Даже грядками с овощами за лето в Ставах обзавелись, и о лучшем месте, где можно было пересидеть карантин, мечтать не могли.
А мы учимся у горожан… удивляться давно привычному, осмысливать и больше ценить то, что имеем.