Услуги сертифицированного косметолога в Бресте. Подробнее ...

С 1 июля вступят в силу изменения в законе «О внешней трудовой миграции». Разбираемся в новациях

19.05.2023 04:01
Общество

30 декабря прошлого года Александр Лукашенко подписал закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» №233-З. Документ фактически предложил новую редакцию главного документа для трудовых мигрантов. Основные его положения вступят в силу 1 июля нынешнего года, но компаниям, в которых трудятся иммигранты или белорусы за рубежом, полезно заранее подготовиться к грядущим новациям. Разберем их кратко, пишет «Вечерний Брест».

Брест
Фото носит иллюстративный характер

Закон дополняет терминологический аппарат, давая определение понятиям «третья сторона», «трудовая деятельность» и «члены семьи». В частности, под третьей стороной стоит понимать «иностранную организацию либо физическое лицо, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность, нанимающих трудящихся-эмигрантов для выполнения работ в интересах иной иностранной организации или физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность, которые не являются нанимателями».

В законе также дополнен перечень трудящихся-иммигрантов в Республике Беларусь, на которых не распространяется действие четвертой главы документа.

«Белорусские наниматели, привлекающие для осуществления трудовой деятельности в нашей стране трудящихся-иммигрантов, на которых не распространяется действие главы 4 Закона, письменно уведомляют подразделения по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома и УВД облисполкомов по месту своего нахождения о заключении (продлении срока действия) трудового договора с иностранцем – в течение трех рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия), а о прекращении трудового договора с иностранцем – в течение трех рабочих дней с даты его прекращения», – отмечает первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь Виталий НАУМЧИК.

Закон также дополнен полномочиями Министерства труда и социальной защиты, прописанными в ст. 9. Это ведомство, среди прочего, определяет до 1 февраля года, следующего за истекшим календарным годом, перечень рабочих профессий и должностей служащих, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда.

Статья 20 в новой редакции закона содержит четкие требования к гражданско-правовому договору, заключаемому между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем. Уточнены и требования к заключаемым трудовым договорам.

«Гражданско-правовой договор заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости – на ином языке (языках) по соглашению между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем. Соблюдение указанных в настоящей статье требований к гражданско-правовому договору является обязательным вне зависимости от подлежащего применению к гражданско-правовому договору иностранного законодательства», – комментирует Виталий Наумчик

В новой редакции расширен круг обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих трудоустройство белорусов за пределами нашей страны. Урегулированы и вопросы трудоустройства за пределами Беларуси несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов – такое право есть у юридических лиц или ИП с соответствующей лицензией.

«Трудящийся-иммигрант может осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей Республики Беларусь при наличии у каждого из них соответствующего специального разрешения. Выполнение трудящимся-иммигрантом в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя Республики Беларусь либо по профессии рабочего (должности служащего), отличной от указанной в трудовом договоре и специальном разрешении, требует получения отдельного специального разрешения», – обращает внимание Виталий Наумчик.

Срок действия специального разрешения может быть продлен только один раз по заявлению белорусского нанимателя. Затем придется получать новое. В продлении срока действия специального разрешения может быть отказано по основаниям, предусмотренным законом, а также в случае неуплаты нанимателем обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Расширен перечень случаев, когда специальное разрешение может быть аннулировано. Среди вновь введенных – следующие:

  • выявление факта неосуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в течение шести месяцев, в том числе по заявленному месту работы;
  • незаключение трудового договора в течение шести месяцев после получения специального разрешения;
  • неуплата нанимателем обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в период осуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в случаях, когда уплата таких взносов является обязательной;
  • получение трудящимся-иммигрантом вида на жительство Республики Беларусь;
  • утрата, хищение бланка специального разрешения;
  • истечение срока действия специального разрешения;
  • включение профессии рабочего (должности служащего), на которую был привлечен трудящийся-иммигрант, трудовой договор с которым не прекращен, в перечень, указанный в абзаце четвертом ст. 9 этого Закона.