Советской мототехники в Беларуси немало — со временем интерес к ней со стороны фанатов проявляется огромный. Правда, случаи, когда байки восстанавливают до заводского состояния, встречаются нечасто. Сегодня покажем уникальный М-72 1953 года. Вместе с владельцем команда энтузиастов потратила пять лет и порядка десяти тысяч долларов на доведение мотоцикла до идеала. Все подробности — в материале редакции av.by.
«Скелет был, а остальное — нет»
В июне мы уже рассказывали про Павла, который восстановил свой мотоцикл К-750. Оказывается, для мужчины проект не первый. За пару лет до него к мотолюбителю за консультацией обратился владелец советского М-72 1953 года выпуска.
— Через моего друга связался со мной человек. Сказал, мол, вы хорошо разбираетесь в мотоциклах, а у меня есть советский М-72 с коляской, который хочется восстановить. Цель — иметь прогулочный вариант для семьи, чтобы катать детей и самого себя, — вспоминает Павел. — Изначально владельцу нужны были только консультация и оценка мотоцикла, совет по поиску запчастей и прочие менее глобальные моменты.
— После звонка я приехал в обычный гаражный кооператив познакомиться с владельцем и, собственно, М-72. Я увидел полностью разобранный мотоцикл, но, что примечательно, комплектный в плане документов. Рама, двигатель и коляска — номерные. То есть присутствовали самые важные вещи, а мелочовки не хватало. Скелет был, а всё остальное — нет.
— Я посоветовал владельцу делать мотоцикл максимально близко к заводскому состоянию: с оригинальным окрасом, запчастями и сохранением мелких особенностей. Надумай он в будущем продавать М-72, такой подход окупится — байк станет грамотной инвестицией. Красивая реплика может нравиться только хозяину, а коллекционер её не оценит.
— Владелец меня выслушал и пропал на целый год. Через время — вновь звонок: «Я посидел в интернете, много чего прочитал про советскую технику... Вы правы — согласен. Помогите с комплектацией мотоцикла», — пересказывает Павел. — В отличие от моего личного проекта по реставрации К-750, здесь уже собралась команда энтузиастов: я, мои верные друзья и малярная мастерская. Искали запчасти вместе, а владелец уже сам договаривался с продавцами и покупал необходимое.
«Фара с доставкой обошлась в 300 долларов»
— Достаточно долгие дебаты у нас были по поводу подбора краски. На одном из кузовных элементов имелся кусочек оригинального заводского ЛКП, однако идеально подобрать оливковый ирбитский оттенок со всей его матовостью оказалось крайне сложно. Когда «победили» это препятствие — начали окрашивать некоторые детали. Параллельно находились отдельные запчасти.
— Для меня это новый проект — всё-таки 1953 год! И я сразу заприметил в М-72 крыло на трёх шпильках-гайках, как у немецких мотоциклов. Ковырялись мы с этим очень долго: уложено много слоёв краски, вроде и заклёпки с точечной сваркой похожи на заводские… С виду оригинал, но что-то не сходится. Предположили: это качественный самопал с немецкого мотоцикла.
— С моей подачи было принято решение вварить туда стандартное крыло, и мы даже отдали элемент кузовщику. Благо владелец успел нарыть в каталоге информацию, что в 1953-м на заводе опробовали такой вариант крепления. Картинки и чертежи подтверждали эксперимент инженеров. Повезло: мастер не приступил к работе. Иначе попросту испортили бы оригинал.
Позднее мы нашли такое же крыло в Ирбитском музее истории техники. И даже попросили работников снять размеры гаек, чтобы нам их изготовили под заказ для проекта мотоцикла.
— Вот такой интересный момент, благодаря которому видна уникальность данного М-72. Хотя версия и модель поточные, в 1953 году они внедрили такую особенность. В том числе добавили бугельную ручку на переднее крыло.
— Поиск деталей протекал в течение трёх лет. Фару купили в самом конце, когда мотоцикл был практически готов. Её приобретали в Москве — на тот момент сняли с некомплектного М-72. Для тех, кто не разбирается, она выглядит как обычная фара. На деле — последнее исполнение с латунным отражателем «улыбка», с патроном и лампочкой образца сороковых годов, а также без откидного защитного колпачка замка зажигания. С доставкой стоила около 300 долларов.
— Второй момент, над которым пришлось попотеть, — сиденья. Одна «лягушка», как их ещё называют, сохранилась, а другой не было. Обнаружили и купили тоже в Москве. Обыватель разницы не заметит, мол, стандартное сиденье, как у того же К-750. Нет, это не так. Есть не сильно заметный фрагмент в резине, который отличает элемент образца сороковых (с крокодильим рисунком) от более массового современного варианта.
— У мотоцикла совершенно не было электрики, что заметно осложняло процесс реставрации. В нём я использовал провода с обмоткой, максимально близкой к оригинальной, собственной технологии производства. Пришлось освоить изготовление стёклышек задних габаритов. Получилась точная и идеальная копия. Имелось выгоревшее оригинальное — я сделал из него силиконовые отливки, подобрал подходящий материал, а после при помощи раскатки алюминия и специальных приспособлений научился «катать» ободки. И уже туда размещать стёклышки.
— На этот мотоцикл заказали в Польше выхлопную систему из нержавеющей стали. Ориентировались на архивные фото: в те годы глушители не блестели — их никто не полировал перед хромированием. В итоге получалось изделие весьма грубого качества. Мы вместе с командой сознательно решили подчеркнуть такую деталь. По сути, сымитировали грубое заводское изготовление начала пятидесятых.
Путь с максимальной детализацией повторяли с крепежом: изучали, какие элементы воронились и цинковались, так как технология не для всех болтов была одинаковой.
— На перетяжку сиденья в коляске ушло очень много времени — информация о них весьма скудная. Опять же, по архивным фотографиям выяснили, что дерматиновая обивка не прострачивалась, а попросту загибалась в нужных местах. Форму складок мы тоже повторили.
Интересно, что сиденья имеют ниши в районе поясницы, предназначенные для кобуры пистолета, дабы она не мешала при езде. Завод штамповал коляски под турель пулемёта, однако в 1953-м мотоциклы стали отдавать для гражданского использования, поэтому на месте крепежа под оружие появились своего рода металлические латки.
— Сама коляска (с номерной рамой) была, а вот колёса собирали едва ли не с нуля. Полный комплект спиц владелец заказывал в Венгрии у опытного мастера. Резину поставили современную, благо завод до сих пор выпускает её с аутентичным рисунком протектора.
«Ушло более $10 тысяч, зато получился музейный экспонат!»
Мотоцикл М-72 выпуска 1953 года оборудован нижнеклапанным стандартным мотором объёмом 750 кубических сантиметров. По словам Павла, двигатель изначально был комплектным, однако достаточно изношенным — его пришлось полностью перебрать и обслужить.
— Восстанавливались все посадочные места. Здесь распредвал не на шарикоподшипнике, а на втулке скольжения. Пришлось с ним очень много повозиться. Нашли людей, делающих современное напыление, за счёт которого убирали износ, восстанавливая сам распредвал. Двигатель разобрали до винтика, а вышедшие из строя детали заменили на аналогичные.
— Достаточно проблемная передняя вилка у этих мотоциклов: её сложно восстановить так, чтобы ничего не тёрлось о крыло, держащееся за кожухи. Со временем эксплуатации, естественно, оно было затёрто и перекошено. К задней подвеске тоже приложили руку… Когда технике 70 лет, сами понимаете, волей-неволей у неё появятся признаки износа или чьего-то давнего кустарного ремонта.
— У владельца не было цели калькулировать стоимость всего проекта М-72, но, по моим грубым подсчётам, ушло более десяти тысяч долларов. По времени работы заняли пять лет. Да, немало! Во многом так произошло потому, что большого количества запчастей не хватало. На своём примере сделал вывод: начинать реставрацию надо только тогда, когда собрано 90% всех нужных комплектующих, чтобы избежать лишних телодвижений. Работа протекает значительно быстрее. Упрощаются процесс сборки и задача для маляров. Естественно, проще оцинковывать и окрашивать сразу все детали, чем по отдельности каждую. Повезло, что нóшу по поиску и покупке запчастей взял на себя сам владелец, да и с малярами решал вопросы.
— Моя задача заключалась в сборке, доукомплектовке и контроле за соблюдением оригинальности проекта. Я очень доволен результатом, ведь благодаря команде энтузиастов были учтены все нюансы. Байк до мелочей воссоздан до заводского состояния — на мой взгляд, это музейный экспонат. Владелец с удовольствием катает детей по выходным и, главное, восстановил отцовский мотоцикл, что служит хорошей памятью.