С 1 июня в Беларуси поднимат тарифы на проезд по платным дорогам. Blizko.by посмотрел, во что сейчас обойдутся поездки по Беларуси для тех, кто должен платить.
Фото носит иллюстративный характер
Что произошло?
Несколько дней назад стало известно, что в Беларуси изменят (а точнее — поднимут) тарифы на проезд по платным дорогам, входящим в систему BelToll. Изменения закреплены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси и вступают в силу уже завтра, 1 июня. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале.
Последний раз тарифы изменяли еще в 2014 году, после этого слегка корректировали сам подход (например, в 2020 году ввели электронную виньетку для легковушек, а также «разовый тариф» для тех, кто проштрафился).
Сейчас мы изучим новые тарифы и посмотрим, насколько подорожает автопутешествие и одного конца страны в другой.
Белорусы же не должны платить за проезд по дорогам?
Должны, но далеко не все.
Во-первых, за проезд по дорогам должны заплатить владельцы автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн. Даже если владельцы этих машин белорусы.
Во-вторых, владельцы автомобилей с меньшей массой, не зарегистрированные в ЕАЭС (то есть, не в Беларуси, России, Казахстане, Кыргызстане и Армении).
Из этих пунктов есть исключения: например, машины с транзитными номерами, мопеды и мотоциклы, колесные тракторы, оперативные и спасательные автомобили, городские рейсовые автобусы, машины с гуманитарной помощью и некоторые другие. Полный перечень освобожденных от оплаты машин можно изучить по этой ссылке.
В целом, можно утверждать, что белорусские легковушки за проезд платить не должны — но и тут есть нюанс, что считать легковушками. Если все, что не грузовики и микроавтобусы, то несложно найти исключения. Например, внедорожник Ford Excursion имеет полную массу 4.037 кг — и его водитель вполне себе должен будет платить за проезд по дорогам. А также водители Hummer H2 (3.900 кг), Cadillac Escalade (3.590 кг) и некоторых других.
Какие тарифы действовали до сих пор?
Уже почти девять лет, с октября 2014–го, действуют такие тарифы для машин полной массой более 3,5 тонны:
- Двухосные: 0,09 евро за километр
- Трехосные: 0,115 евро за километр
- Четырехосные (и с большим числом осей): 0,145 евро за километр.
(Для справки: в 2013–2014 тарифы были еще ниже: 0,08, 0,10 и 0,12 евро соответственно).
А для машин легче 3,5 тонны придумали электронные виньетки, которые оплачиваются в зависимости от срока действия, а не километража: на 15 дней — 14 евро, на 30 дней — 22 евро, на год — 75 евро.
А какие тарифы будут теперь?
Теперь расценки такие: для 2-, 3- и 4-осных машин — соответственно, 0,101 евро, 0,126 евро и 0,152 евро за километр.
А за двухнедельную, месячную и годовую виньетку — соответственно, 18, 28 и 96 евро.
То есть, подорожание составляет от 5% до 29% (виньетки подорожали сильнее всего).
Сколько стоит проехать Беларусь из конца в конец?
На сайте системы оплаты проезда BelToll есть карта всех платных участков страны, а также подробный перечень всех этих участков с точностью до метра длины.
Предположим, автомобилю надо проехать из конца в конец по главной трассе страны — М1/Е–30 «Беларусь». На ней 38 платных участков, следующих один за другим, общей протяженностью 609,955 километра.
Сколько кто заплатит?
Водитель иностранной легковушки, как мы отметили, может обойтись электронной виньеткой: плати 18 евро и катайся две недели хоть сутки напролет.
Водитель более крупной машины — например, огроменного джипа из перечисленных выше либо микроавтобуса — заплатит 609,955х0,101=61,61 евро.
Водитель трехосного грузовичка выложит за поездку 609,955х0,126=76,85 евро.
А водитель-дальнобойщик на фуре, едущий из конца в конец — из России в Европу (сейчас, как мы знаем, в Польшу не пускают белорусских и российских водителей, а в обратную сторону – водителей из ЕС, — так что пусть это будет водитель-казах), — заплатит 609,955х0,152=92,71 евро.
Водители маршруток тоже платят за проезд. Например, за дорогу до Солигорска по слуцкой трассе Р23 (платный участок тянется только до Слуцка — почти 90 км) заплатит 89,566х0,101=9,05 евро. Водитель маршрутки в Могилев — 175,786х0,101=17,75 евро, а в Гомель — 278,83х0,101=28,16 евро.
А что, если не заплатить?
Проехать по платной дороге и не заплатить — незаконно. На это у «БелТолла» есть система штрафов. Штрафы тут называются «плата в увеличенном размере». То есть, если ты на машине проехал под рамкой, а виньетки или бортового устройства у тебя нет (либо оно не сработало), то надо будет возместить вред в увеличенном размере. Различаются два подхода нарушений: неполная оплата и неоплата вообще. Так вот, штраф составит от 50 до 260 евро — и это за каждый (!) неоплаченный участок. То есть, проехал под двумя рамками без оплаты — два раза штраф, и так далее. Как мы отметили выше, на трассе М1 всего 38 участков — это значит, что максимальный штраф может составить до 38х260=9.880 евро.
В системе предусмотрена и такая опция, как «разовый тариф» (STT – Single Toll Tariff). Размер этого разового тарифа составляет от 12 до 32 евро, что в 8 раз меньше, чем размер максимального штрафа. Но применение разового тарифа допустимо лишь один раз (на то он и разовый), после чего водителю надо обратиться на ближайший пункт обслуживания для проверки и исправления своего бортового устройства.
Некоторые водители стремятся объехать рамки оплаты по проселочным дорогам или бесплатным трассам. Например, отдельные дальнобойщики, идущие со стороны Москвы в Европу, не ехали по М1 от границы России до Минска, а еще под Смоленском сворачивали на Витебск и оттуда по бесплатной Р3 ехали до Минска. Это длиннее на 70 километров, чем прямой путь, зато можно было сэкономить до 40 евро на оплате дорог.
А водители, которые направлялись в сторону Вильнюса, почти всю нашу страну проезжали бесплатно: с М3 в Плещеницах сворачивали на Р63 и через Вилейку и Сморгонь выскакивали к Ошмянам (там до границы оставался небольшой платный кусочек) или вовсе к Островцу и Гудогаю, — там платных участков нет вовсе.