Человек во все времена мечтал о неисчерпаемом источнике энергии. И желательно – бесплатном. Первые преобразователи энергии Солнца появились только в середине прошлого века и использовались преимущественно в космической отрасли. Узкий круг потребителей был оправдан непомерно высокой стоимостью преобразователей. Только в начале XXI века солнечная энергия стала проникать в повседневную жизнь человека – современные солнечные гелиоколлекторы и фотоэлектрические станции способны преобразовывать солнечную энергию в тепловую и электрическую, пишет «Вечерний Брест».
В 2018 году «Брестоблгаз» начал масштабное использование солнечной энергетики.
За последние 10 лет в солнечной энергетике произошел настоящий прорыв, Евросоюз стал производить и потреблять в 50 раз больше солнечной энергии, нежели в предыдущем десятилетии. Ежегодно по объемам инвестиций это направление становится крупнейшим сектором мировой электроэнергетики, прирост мощностей в 2,5 раза выше, чем угольной и газовой вместе взятых. В развитых странах ЕС вложения в преобразователи энергии солнца – экономически выгодный проект. При этом у солнечной энергетики есть и другая привлекательная сторона: это экологически «чистая» энергия.
Брест: 266 дней в году – с солнцем
Беларусь, несмотря на изменение климата, пока не входит в число стран, где энергия солнца может использоваться круглый год с высокой эффективностью. Но мы, брестчане, живем в самом южном регионе страны. По последним данным филиала «Брестоблгидромет» Минприроды РБ, в Бресте 266 дней в году — это «дни с солнцем», без солнца – всего 99 дней. Известно, что гелиосистемы и фотоэлектрические станции способны улавливать не только прямые солнечные лучи, но и рассеянный свет, необходимый для выработки тепловой и электрической энергии. Ученые утверждают, что солнечные батареи работают даже ночью, в периоды полной луны – на 2-3 процента мощности.
Понятно, что при таких преимуществах приобретение солнечных систем могло бы подвигнуть предприятия брестского региона повсеместно вырабатывать экологически чистую энергию. Но при условии экономического эффекта… Между тем, гелиоэнергетика Брестчины, как и всей Беларуси, пока находится в поиске: те направления, которые еще 10 лет назад рассматривались как экономически выгодные, сегодня требуют осторожного подхода и новых форматов.
Фотоэлектростанция УП «Брестоблгаз»: максимум – 34 000 кВт в год
Первопроходцев, которые взялись использовать альтернативные источники энергии, в регионе можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, они есть, и все проекты, связанные с использованием альтернативных источников, здесь научились реализовывать с заметным экономическим эффектом.
Унитарное предприятие «Брестоблгаз» впервые воспользовалось энергией Солнца в 2006 году. На выставке со скидкой были приобретены гелиопанели Viessmann — тепловые. Тогда брестчане вложили в систему чуть более 2000 долларов. Срок окупаемости этой установки составил 2 года 4 месяца. Систему покупали исключительно с целью уменьшения затрат предприятия, и эта цель оправдалась. С учетом актуальных тарифов на энергоресурсы, годовой экономический эффект двух скромных панелей, расположенных во внутреннем дворе компании, составляет 450 рублей.
Две гелиопанели фирмы Viessmann работают до сегодняшнего дня. Система за счет солнечной энергии обеспечивает горячее водоснабжение административно-бытового корпуса УП «Брестоблгаз». В этих помещениях с апреля по сентябрь, когда солнце наиболее активно в наших широтах, предприятие никаким другим источником энергии для подогрева воды не пользуется.
В 2018 году «Брестоблгаз» начал более масштабное использование солнечной энергетики. На крыше корпусов предприятия была установлена фотоэлектрическая станция из 108 панелей общей мощностью 36 кВт. Она преобразовывает солнечную энергию в электрическую, полностью обеспечивая электроэнергией офис компании в дневное время. Максимальную выработку система показала в 2018 году — 34 000 кВт за год. Сравним: в среднем семья из 4 человек в месяц потребляет 200 кВт электроэнергии – 2400 кВт в год.
— Фотоэлектрическая станция нашего предприятия работает параллельно с Брестскими электрическими сетями, — рассказывает начальник отдела энергетики, телемеханики и защиты подземных газопроводов от коррозии УП «Брестоблгаз» Андрей Коляда. – Конечно, выработка станции напрямую зависит от солнечной активности. В периоды максимальной солнечной активности помещения административно-бытового корпуса полностью обеспечиваются электроэнергией фотоэлектростанции.
Солнце обеспечивает горячую воду на автозаправках Брестчины
РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» развитие солнечной энергетики начало в 2012 году с реализации пилотного проекта по установке гелиоколлектора для горячего водоснабжения. За 8 лет на трех складах предприятия – в Бернадах (Брестский участок), Кобрине и Пинске — и на 25 заправочных станциях из 83 были установлены гелиоколлекторы, которые круглый год обеспечивают эти объекты горячей водой. Пользоваться комфортными условиями могут как сотрудники предприятия, так и клиенты.
А с 2014 года на кровлях навесов 5 автозаправочных станций (в районе Березы, на АЗС-28 возле Барановичей, АЗС-64 недалеко от Иваново и в других регионах Брестчины) были установлены фотоэлектрические станции для выработки электроэнергии с последующей продажей государству.
— Оба проекта показали экономическую эффективность, при их внедрении мы в первую очередь преследовали цель снижения затрат, — рассказывает заместитель директора – главный инженер РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» Александр Ковальчук. — В настоящее время предполагаем все новые заправочные станции обязательно оснащать гелиоколлекторами, которые будут обеспечивать подачу горячей воды на объектах компании в теплый период. Установку на АЗС фотоэлектрических станций предприятие завершило в 2017 году.
Монетизация солнечной энергии
Сегодня предприятия Брестчины, обратившиеся к энергии Солнца, расходуют ее преимущественно в собственных нуждах. Хотя изначально многие надеялись получать с этой деятельности прибыль, продавая «силу светила» государству. Изначально в Беларуси для покупки электроэнергии, выработанной населением и на предприятиях с помощью гелиосистем, государством был заявлен повышенный коэффициент. А продавать обратно электроэнергию страна обещала с более низким коэффициентом. (Пошли по примеру ближайших европейских государств – в Польше, Германии действуют подобные схемы для повышения коммерческого интереса к выработке экологически чистой энергии бизнесом и простыми людьми.) С заявленной разницей коэффициентов чистая прибыль обладателя солнечных батарей виделась весьма ощутимой.
Однако государству покупать избыток электроэнергии у предприятий и населения при существующих гигантских энергетических источниках необходимости нет. В стране были введены квоты на приобретение электроэнергии у «третьих лиц». Ко всему, стоимость электроэнергии от традиционных энергоисточников в Беларуси установилась ниже, чем от солнечных. Это делает покупку «чистой» энергии в нашей стране невыгодной. Поэтому белорусские собственники источников энергии Солнца обратили вложения на собственные нужды. А массовый коммерческий «гелиоэффект» пока не случился. С другой стороны, котировки мировых бирж на разовые поставки природного газа растут до 4-значных чисел (в долларах). И кто знает, как это повлияет на рынок «солнечной» энергии в Беларуси. Будем мы донором или продолжим пользоваться природной щедростью без выгоды для себя?