Боевые действия на территории Украины и санкции ЕС в отношении Беларуси и России грозят серьезно отразиться на международных грузоперевозках в нашем регионе. Разбираемся, какие могут быть последствия для отрасли и на чью помощь рассчитывают владельцы транспортных фирм.
"Ежемесячные расходы на машину уже выросли на 1000 евро"
Белорус Роман пять лет работает водителем-международником в польской фирме, занимающейся перевозкой грузов из Германии в страны Скандинавии и в обратном направлении. Сейчас, говорит он, ситуация похожа на ту, что была во время первой волны коронавируса, когда практически все государства Европы ушли на жесткий локдаун:
- Работы с каждым днем становится меньше. Дальнобойщики, которые раньше, к примеру, возили из стран ЕС в Россию мебель, бумагу в рулонах, автозапчасти, комплектующие и другие товары, попавшие под санкции, теперь сидят без дела. Некоторым мелким компаниям уже пришлось закрыться, а большинство фирм получили от логистических центров уведомления о том, что нужно готовиться к простою части автопарка в ближайшее время, так как они не смогут обеспечить нужным количеством грузов. Заводы тоже уменьшают отгрузку. В общем, ситуация непростая.
При этом, отмечает Роман, во время пандемии некоторые государства предоставляли таким компаниям налоговые льготы, банки разрешали приостанавливать выплаты по лизингу, а цена на топливо упала до одного евро. Сейчас ситуация совершенно другая:
- Никаких послаблений. Цены на топливо взлетели. Если в конце февраля в Германии - основной транзитной стране ЕС - оно стоило 1,4-1,5 евро за литр, то сейчас - 2,3-2,4 евро. Чуть лучше ситуация в Польше: там топливо подорожало всего с 5 злотых (1,06 евро) до 7 злотых (1,49 евро), поскольку правительство разрешило его продавать без НДС. Но и это ситуацию не спасает. Например, в нашей фирме из-за подорожания топлива ежемесячные расходы на каждую машину уже выросли на 1000 евро.
Однако некоторые от происходящего в сфере грузоперевозок остались все же в выигрыше: к примеру, логистические центры, которые пошли хитрым путем.
- Они существенно подняли цены на перевозки, однако перевозчикам не увеличили ставки настолько, насколько подорожало топливо: покрывают только 400 евро, а где брать еще 600 - непонятно. То есть у логистических центров прибыль увеличилась, а у нас - упала. Еще чуть-чуть - и цена топлива будет накладываться на наши зарплаты, а потом и на лизинг, - объясняет водитель.
По его мнению, такое развитие событий приведет к заметному росту цен на различные товары, включая продукты питания:
- В Европе 70% внутренних перевозок идут автомобильным транспортом. Поэтому уже через месяц подорожание топлива практически на один евро скажется на потребителях. Цены в магазинах уже по чуть-чуть растут, что для стран ЕС редкость.
"Работаем в лучшем случае в ноль"
Международными грузоперевозками индивидуальный предприниматель из белорусского райцентра Юрий занимается почти 10 лет. Его пять фур до недавних пор возили грузы из Беларуси в Россию, Казахстан, Украину, Молдову и обратно. С началом боевых действий на территории нашей южной соседки украинское и молдавское направления закрылись. По словам Юрия, это ощутимая потеря, но не критичная:
- Мы можем оперативно полностью перестроиться на российское направление. Но здесь есть свои нюансы. Из-за падения курса российского рубля по отношению к доллару заметно снизилась стоимость фрахта в валюте. Допустим, фрахт - 100 тысяч российских рублей, которые в начале 20-х чисел февраля равнялись 1300 долларам, а сейчас - 900. Также заметно подорожали запчасти и другой расходный материал вроде масла, фильтров, шин. По моим наблюдениям, их стоимость выросла как минимум в два раза. Теперь просто нет смысла куда-то ездить, потому что неважно, новая машина или старая: после каждого рейса она требует в себя вложений. Поэтому на ту маржу, которая могла остаться тебе, приходится что-то покупать. Сейчас работаем в лучшем случае в ноль.
По этой причине в конце февраля Юрий решил отправить все свои фуры на временный простой. Лишь неделю назад две машины уехали в рейс в Россию, хотя ситуация кардинально не изменилась.
- Водители просили дать им работу: у них расходы, семьи, которые нужно кормить. Я не мог отказать. Понимаю, что сам ничего не заработаю, но хоть они какую-то копейку получат, - говорит предприниматель.
При этом, отмечает Юрий, сложившееся положение с фрахтами усложняется тем, что те, кто раньше ездил в Украину и возил в страны ЕС товары, попавшие под санкции, теперь переключились на российское направление:
- Туда стало направляться очень много машин. Многие согласны делать рейсы даже за предлагаемые низкие фрахты, так как у людей кредиты, которые нужно погашать. Поэтому заказчику нет смысла переплачивать - на каждый груз претендует три фуры, одна из которых в любом случае перевезет его за предложенную цену. Но, думаю, через месяц-два фирмы начнут считать свои расходы и доходы и поймут, как им это невыгодно.
В таких условиях, считает Юрий, нужно как можно скорее поднимать фрахт в российских рублях, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке:
- Грузоперевозчики, особенно те, у кого есть долговые обязательства, надеются, что банки предоставят кредитные каникулы или какие-то льготы по выплатам. Ведь кредиты под покупку машины выдавали в том числе и с привязкой к курсу евро. А в остальном, думаю, рынок стабилизируется сам, когда грузополучатель, грузоотправитель и перевозчики поймут, насколько что выгодно или наоборот.
70% внутренних перевозок идут автомобильным транспортом в Европе.
В Ассоциации "БАМАП" о трудностях в сфере грузоперевозок хорошо знают и уже готовят предложения о законодательном закреплении мер поддержки деятельности международного автомобильного транспорта в условиях санкционных ограничений. Правительству переданы к рассмотрению и реализации меры по поддержке отрасли, которая обеспечивает более 30 тысяч рабочих мест и занимает второе место в экспорте услуг Республики Беларусь.
В первую очередь они будут направлены на компенсацию потерь от сокращения объемов перевозок грузов автомобильным транспортом на европейском направлении, сокращение финансовой и административной нагрузки, упрощение и минимизацию ограничений валютного регулирования и контроля.