Годовая статистика обычно задерживается, однако Национальный банк и подконтрольная ему сфера работают быстрее других. Например, уже есть информация о денежной массе и ее изменениях в течение года. С помощью этих данных можно понять, стало ли больше наличных, с какой скоростью население выносит деньги из банков, много ли денег на счетах организаций и на покупку чего хватит всей наличности в Беларуси.
Немного теории. Из чего состоит денежная масса
Все деньги страны принято делить на категории. Здесь Беларусь следует общемировой практике, деля все деньги на категории М0, М1, М2, М3.
М0 — наличные деньги. Для наличных не определяют, где находятся эти деньги и кому принадлежат. Потому М0 — это монеты и купюры в кошельках населения, деньги в кассах магазинов, в банках и пр.
М1 — сумма всех наличных денег и денег на переводных счетах физических и юридических лиц. Тут сделаем два пояснения: переводными называют счета, с которых можно быстро снять деньги (например, расчетные счета предприятий, счета банковских карт граждан, счета до востребования), но не срочные депозиты в банках. В число юридических лиц в данном случае Нацбанк включает предприятия, прочие организации, в т. ч. некоммерческие, а также индивидуальных предпринимателей.
М2 — здесь к наличным и переводным депозитам добавляются другие вклады, в т. ч. срочные, а также ценные бумаги, эмитированные в белорусских рублях. Вклады и ценные бумаги находятся во владении физических и юридических лиц, кроме банков. Пока речь идет только о белорусских рублях.
М3 — тут к уже названным категориям денег добавляются счета и депозиты в валюте, а также валютные ценные бумаги.
Национальный банк также дал информацию о суммах валютных депозитов в пересчете на доллары.
Что представляет собой денежная масса в Беларуси 2021 года и что изменилось?
Судя по цифрам, наличных за 2021 год стало больше: в январе — 4106,6 млн рублей, в декабре — 4515,1 млн рублей.
Прирост М0 — 391,1 млн рублей, или почти 9,5% от уровня начала года. Обычно говорят: «включили печатный станок», «в банкомате новые купюры, значит — инфляция». Однако не будем спешить.
Наличные деньги составляют только 8,6% всей денежной массы, это меньше, чем сумма рублевых депозитов граждан. Но доля наличных в общей массе выросла, в начале года было 8,1% от общей массы М3, в конце — 8,6%.
А валютные депозиты физических лиц больше, чем сумма всех рублей на счетах населения и наличных денег: $5135,2 млн > (5017,2 млн рублей + 4515,1 млн рублей).
Теперь суммируем все деньги физических лиц и посчитаем их долю в общей массе. Делать то же самое для юрлиц и банков не станем, иначе придется вместе считать деньги предпринимателей и государства.
Всего на всех счетах населения в январе 2021 года было 22 464,1 млн рублей, в конце года осталось 21 186,9 млн рублей. Падение почти 6%, к декабрю прошлого года — порядка 5%. Особенно упали срочные депозиты населения — больше чем на 9%. А валютные вклады с января по декабрь уменьшились на 16,4%, если считать их в рублях, или на 15,6%, если считать в долларах (разница из-за курсов, но суть та же). Но вынос денег шел и в 2020 году, тогда с января по декабрь банки потеряли 25% валютных депозитов (если считать в долларах).
Зато денег на счетах юридических лиц с начала года стало больше — почти на 23%, а срочные депозиты юрлиц выросли на 21,4%.
Общая денежная масса с января по декабрь 2021 года выросла на 3,1%, по сравнению с декабрем 2020 года — на 6,2%.
И еще один параметр — доля белорусского рубля в общей денежной массе. На конец 2021 года рублевая денежная масса — М2* (все рубли без банковских ценных бумаг) составляла 44,4%, в январе 2021 года — 41%, в декабре 2020 года — 40,2%. Получается, большая часть нашей денежной массы в валюте и валютных ценных бумагах.
Как распределялась наличка последние 30 лет?
В 1990 году у нас был еще советский рубль и вклады в советских банках, потом появилась белорусская валюта, которая тоже падала в цене. Денежная масса росла вместе с инфляцией, например, за 1994 год вся денежная масса выросла в 11,6 раза, а потом еще в 1,5 раза в январе следующего года. Даже в более благополучные следующие периоды денежная масса увеличивалась за год в 2—3 раза. Прошло несколько деноминаций с уменьшением номинала на один или несколько порядков. Потому считать в рублях нельзя не только десятилетие, но даже отдельные годы. Но можно рассчитать все в пропорциях относительно общей денежной массы. А чтоб не увязнуть в массе цифр, преобразуем их в график.
В июле 1991 года деньги населения составляли больше 64,3% от общей денежной массы, а в январе 1994-го у граждан осталось чуть больше 8,3%. Можно ли сказать, что люди стали беднее в восемь раз? Ответить сложно, тогда шло настоящее бегство от денег, большую часть зарплаты старались потратить в первую неделю, потому что цены постоянно росли.
Тогда доля наличных была гораздо выше, чем сейчас. Пик пришелся на июль 1996 года, наличные составили 26,7% общей денежной массы. На несколько месяцев раньше доля денег физлиц в общей массе составила 36,1%. Потом опять падение этого показателя, в январе 2000 года населению принадлежало только 18,1% всех денег (на самом деле больше, ведь мы не делим наличные).
А с начала нулевых тенденции расходятся: наличных в общей массе становится все меньше, безналичных денег физических лиц на вкладах и счетах все больше. Более всего безналичных денег у населения было в августе 2015 года, свыше 60% от всей массы М3. Потом эта величина только падала, сейчас денег физлиц в банках — чуть более 40%. Однако частные лица у нас богаты не были никогда. Средства производства (земли, заводы, коммуникации и далее по Марксу) в нашей стране частникам почти не принадлежат. В странах Запада, наоборот, основная масса богатств — у частников.
Кстати, всех денег нашей страны примерно хватит на покупку 2/3 акций EPAM (американской компании с белорусским корнями), их рыночная капитализация достигла $32,39 млрд. На Apple, Microsoft, Tesla не отвлекаемся, там счет на триллионы.