Так что же такое аутизм?

06.06.2022 16:18
Разное

Фото pixabay.com (иллюстративное)
Фото pixabay.com (иллюстративное)

АУТИЗМ

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) ежегодно отмечается 2 апреля (с 2008 года). Этот день установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом, а также указывается на необходимость обеспечения детям и взрослым с аутизмом "возможности жить полной и содержательной жизнью".

Цель даты – привлечь внимание общества к необходимости помогать людям с аутизмом и повышать качество их жизни. В этот международный день устраиваются семинары, образовательные лекции, конференции. В медицинских кругах проводятся мероприятия по повышению квалификации, обмену опытом. Общественные организации готовят акции, флешмобы, которые обращают внимание на насущные проблемы аутизма. Транслируются передачи, в которых рассказывают о болезни и об успехах в ее терапии.

В 2022 году Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма посвящен вопросам обеспечения инклюзивного и справедливого качественного образования для всех, а также поощрения возможностей обучения на протяжении всей жизни.

Официальная и повсеместная символика аутизма –свернутая головоломка-лента из разноцветных (основных цветов – красного, желтого, синего и зеленого) пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.

Так что же такое аутизм? Аутизм – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям.

В 1979 году Лорна Винг совместно со своей коллегой Джудит Гулд опубликовали результаты исследования 173 детей с аутизмом из Кэмбервелла (его часто называют «Кэмбервельское исследование»), в котором впервые были произведены попытки систематизировать основные симптомы аутизма. Авторы выделили триаду нарушений при аутизме, которую впоследствии назвали «триадой Винг-Гулд». К ней относятся:

  • ограниченность общения (склонность к одиночеству, отсутствие друзей, замедленное речевое развитие, неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации, отсутствие интереса к играм);
  • ограниченность социального взаимодействия (отсутствие реакции на имя, боязнь прикосновений и звуков, невозможность находиться в толпе, атипичные проявления чувств, скудная мимика, неумение понимать язык тела и жестов, трудности с установлением зрительного контакта);
  • ограниченность и стереотипность поведенческих моделей (повторяющиеся движения, следование определенным ритуалам, неконтролируемое повторение простых слов, страх перед малейшими изменениями, зацикленность интересов, утрата ранее полученных навыков и др.).

Для раннего выявления аутизма специалистами были выделены некоторые тревожные симптомы для родителей: в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта и реакции на имя; в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста; в 18 месяцев — нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог; в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса и др. Не всегда наличие этих симптомов может свидетельствовать об аутизме, поэтому, при наличии подозрений, необходимо консультироваться со специалистами (психотерапевт, логопед, невролог, психолог и др.)

Можно ли вылечить аутизм? Излечить полностью нельзя, но можно значительно смягчить проявления. Главной задачей при лечении является упрощение жизни человека, социальная адаптация и освоение навыков, позволяющих функционировать самостоятельно без посторонней помощи, если это возможно. Форма лечения зависит от степени тяжести и проявления нарушений, в каждом конкретном случае подбирается индивидуально.

Среди наиболее эффективных методов лечения можно назвать следующие:

  • Поведенческая терапия (АВА-терапия)
  • Логопедическая коррекция
  • Сенсорная интеграция
  • Семейная терапия
  • Физиотерапия
  • Гидротерапия
  • Аудио-вокальная тренировка
  • Арт-терапия
  • Медикаментозная терапия (помогает уменьшить гиперактивность, истерики, нарушения сна, тревожность, аутоагрессию и т.п.)

Для помощи детям с аутизмом привлекаются логопеды, дефектологи, психологи, неврологи, психотерапевты. Обязательно участие членов семьи в коррекционно-развивающих занятиях. С одной стороны, это помогает малышу перенимать модели взаимодействия с людьми, с другой – родственники под контролем специалиста учатся взаимодействовать с ребенком. Перед семьёй, в которой растёт ребенок с аутизмом, стоит важная задача: нужно создать такую обстановку, где перспективы развития будут не только у ребёнка, но и у всех членов семьи. В случае, когда родитель получает эффективную психологическую помощь, это положительно влияет и на состояние ребёнка, так как хорошее самочувствие родителя помогает ему лучше поддерживать ребёнка. Взрослым, страдающим аутизмом, требуется помощь психотерапевта. Обычно ее оказывают в форме когнитивно-поведенческой терапии, задача которой — сформировать навыки общения и социальной адаптации.

Исп. Прокопенко Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог
+375 33 698 62 29
(80162)5740 84