Андрей из Светлогорска купил на аукционе аварийный трицикл Honda GL1500 SE12 из Америки и пригнал его в Беларусь. Планы по восстановлению разбились: таможня причислила транспортное средство к автомобилям из-за его веса и насчитала за растаможку более 7 000 рублей.
Историю рассказал av.by.
Но нашелся человек, который абсолютно бескорыстно взялся помочь Андрею. Спойлер: по итогу растаможка обошлась в 700 рублей (в 10 раз дешевле!), а трайк уже готов к открытию мотосезона.
Помогла жалоба в таможенный комитет и небезразличные люди
Напомним: трайк – это трицикл (или трехколесный мотоцикл), который имеет одно переднее и два задних колеса, расположенных симметрично на оси. Такие транспортные средства в Беларуси увидишь редко, да и для таможни они часто в диковинку. Поэтому регулярно возникают проблемы с их классификацией.
При ввозе трицикла специалисты таможни сослались на определение термина «мотоцикл» по ГОСТу: это ТС, которое имеет снаряженную массу не более 400 килограммов. У трицикла вес больше, поэтому его автоматически приравняли к автомобилям. А его владельцу в декабре выставили следующий счет: 7 600 рублей за растаможку и 1 225 – за утильсбор.
Андрею согласились помочь в Институте машиностроения. Эксперты должны были выехать в Колядичи и провести научно-техническую экспертизу, чтобы сделать заключение: что за зверь такой этот самый трицикл?
На основании осуществлённой процедуры исследуемое ТС отнесли к категории L5 в соответствии с требованиями Приложения 1 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Что в себя включает категория L5? Это трехколесное транспортное средство с колёсами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства. Рабочий объем двигателя – 1 520 см³, а максимальная конструктивная скорость превышает 50 км/ч. Такие ТС не оснащены системой рулевого управления автомобильного типа и одновременно передачей заднего хода и дифференциалом. Короче говоря, это не автомобиль.
Прежде чем перейти к развязке истории, познакомим вас с еще одним человеком, благодаря которому справедливость в итоге восторжествовала.
Людмиле, специалисту по декларированию одной минской фирмы, материал о трицикле прислал коллега. Она связалась с редакцией av.by и предложила Андрею абсолютно бескорыстно составить сопроводительное письмо к заключению Института машиностроения. В послании она объяснила бы, почему вес ТС не имеет отношения к вопросу. Масса, кстати, по итогу и вовсе составила 570 килограммов.
– Я написала большое сопроводительное письмо, указала принципы кодировки со ссылками на Кодекс и Комиссию ЕАЭС. Обратила внимание, что код трицикла будет такой же, как у мотоцикла, – рассказывает Людмила. – Подали декларацию через агентство, с которым сотрудничал Андрей. Оно, к слову, абсолютно не отстаивало интересы своего клиента! Декларант работал просто как курьер.
Несмотря на полную уверенность в нашей правоте, мы вновь получили отказ. Снова слова про массу и ГОСТ. Ответ был просто перепечатан, никто не хотел детальнее рассматривать наше обращение! Даже дата старая.
Я сразу сказала Андрею: это уже вопрос принципа, мы своего добьемся. Составила жалобу в Государственный таможенный комитет, заново прикрепила все документы.
Сэкономил на растаможке, но накапало за стоянку и хранение
Жалобу рассматривали месяц и… удовлетворили! Трицикл растаможили как мотоцикл. Журналисты запросили комментарий по этому поводу у представителей Минской региональной таможни.
По итогу Андрею пришлось доплатить 46 рублей из-за разницы в курсе (основную сумму в 674 рубля он внес еще в декабре). «Сэкономлено» как минимум €2 700 (и это по льготному тарифу).
Но есть одно но: все это время трицикл находился на таможенной стоянке. За несколько месяцев накапало 700 рублей. Можно ли говорить о возврате средств, ведь вины Андрея в такой задержке нет? Этот вопрос адресовали Минской региональной таможне.
Редакция обратилась и к адвокату Геннадию Тарасу, чтобы узнать, есть ли шанс вернуть деньги за стоянку. Однако юрист, основываясь на принципах таможенного законодательства, однозначно уверен, что на позитивный исход событий надеяться не приходится.
«Что я могу посоветовать другим мотолюбителям? Не ввязываться!»
И тем не менее мы уверены: эта история – с хеппи-эндом в любом случае. Ведь в будущем она сможет кому-то помочь в спорных ситуациях.
– Не надо бояться отстаивать свою точку зрения, если вы уверены в своей правоте! – подытоживает Людмила. – Специалисты таможни, как и декларанты, тоже люди, и они могут ошибаться. И эта история – тому пример. При разговоре с Андреем работник таможни как-то обронил, мол, мы уже тысячу таких трициклов как автомобили растаможили! Так что теоретически те, кто заплатил лишнее, могут попробовать «откатить» все назад и вернуть деньги.
Есть миф, дескать, если ты сейчас напишешь жалобу – в следующий раз при растаможке тебе вставят палки в колеса. Это неправда – говорю по опыту своему и своих коллег. Кстати, у нас в Telegram есть канал «Декларант.бай», где мы стараемся отвечать на вопросы, которые люди задают в чате.
А вот Андрей, в первый раз столкнувшийся с трудностями растаможки, еще не готов стать мотиватором для других.
– Что я могу посоветовать прочим мотолюбителям? Если честно, не ввязываться в ввоз трицикла/трайка в Беларусь. Каждый случай индивидуален, и не факт, что мой сценарий кому-то поможет.
– Кстати, трицикл я полностью восстановил, он на ходу. Неделю из гаража не вылезал! Но зато остались лишь косметические мелочи. Регистрация в ГАИ тоже прошла без сюрпризов: попросили показать только заключение из Института машиностроения.
Безумно рад, что мне попались на пути такие люди. Людмила меня мотивировала каждый день! Если бы не она, я бы давно сдался. Людмила мне очень помогла, как и сотрудники Института машиностроения. Всем огромная благодарность!