Список историко-культурных ценностей Беларуси в марте пополнился двумя объектами нематериального культурного наследия из Брестской области. Такой статус получили технология ткачества "кожушком" в Малоритском районе и традиционная роспись по стеклу в Березовском и Пружанском районах. Местные мастера не только сами занимаются народным творчеством, но и обучают детей и взрослых. Корреспонденты БЕЛТА отправились в Березу и побывали на занятии по росписи по стеклу у народного мастера Татьяны Зданевич.
Роспись по стеклу распространилась в Беларуси во второй половине XIX - начале XX века. В Березовском районе особую популярность такая живопись получила в 1950-е годы. Во многих деревенских домах можно было увидеть расписанные на стекле картины. Зачастую их рисовали не профессиональные художники, а народные мастера. Таким образом некоторые зарабатывали себе на жизнь. Работы делали на заказ или продавали на большом базаре в Березе. Сельчанам нравились картины большого формата. Они с удовольствием украшали ими интерьеры своих домов. Кстати, многие мастера расписывали также стены, потолки, мебель. В 1990-е на рынок хлынули всевозможные фабричные картины, которые вытеснили традиционные. Сейчас они остались у немногих сельчан. Из жизни уходят люди старшего поколения, а с ними и самобытная культура. Но мастера не дают традиции кануть в лету.
"Росписью занимались многие. Сельчане передавали друг другу эскизы, они переходили от одной деревни к другой. Мотивы зачастую брали из вышивки, журналов, книг, открыток. Можно заметить, что некоторые элементы в вышивке ковров, росписи сундуков, стекла перекликаются. Мы исследовали роспись в последние десять лет. Прошли 26 деревень, в них жили 18 мастеров, которые занимались росписью. Продолжаем организовывать наши экспедиции", - рассказала учитель художественного отделения Детской школы искусств №2 Березы и руководитель образцовой студии "Папараць" Татьяна Зданевич.
Народный мастер работает в старинной технике и учит росписи по стеклу детей. Когда мы пришли в мастерскую, ребята были погружены в процесс. Беседовали с корреспондентом БЕЛТА, не отрывая кисти от своего стеклянного полотна. Кира Левкович учится в школе искусств пятый год, нынешний - выпускной. Как раз сейчас она трудится над итоговой выставочной работой. "Впервые попробовала роспись по стеклу на втором году обучения. Нам рассказали, что это традиционное для Березовского района народное творчество. Тогда очень понравилось, до сих пор совершенствую технику. Нравится обводить тушью контуры, разрисовывать гуашью - это затягивает", - поделилась своей страстью девушка.
Ребята увлеченно рисуют. Иногда советуются с Татьяной Зданевич по каким-то деталям: какой выбрать фон, материал подложки под стекло. Екатерина Касович в школе искусств учится третий год. Говорит, влюбилась в роспись по стеклу буквально с первого мазка кисти. "Настолько понравилось, что решила сделать крестному подарок. Нарисовала кошечку. Крестный - доктор, повесил мою картину в своем кабинете", - не скрывает радости девочка. Катя доделывает картину, на которой изображена церковь. Школьница в своем творчестве нередко выбирает именно эту тематику.
В прошлом мастера росписи по стеклу в Березовском районе не так часто, но обращались к религиозной тематике. Но почти не рисовали архитектурные сооружения. Модными были картины со сказочными персонажами, животными, обилием цветов - роз, пионов, астр, колокольчиков и ромашек. Самыми любимыми были коты и голуби. Встречаются работы с росписью для оформления фотографий. Контур на стекле наносился черной тушью или черной масляной краской. Фон мог быть прозрачным или закрашен синим, черным, голубым, белым. Обязательный элемент таких картин - серебристая или золотистая фольга. Иногда могли использовать ткань, бумагу, декорировать сухоцветами. Рисовали масляными красками, нитрокрасками, гуашью, акварелью, красками для печати, анилиновыми красителями. Цвета получались чистыми, без полутонов и цветовых переходов.
Росписью с использованием прозрачных цветных лаков занимались немногие. Технология непростая, окрас получается наподобие витража. Именно лаком предпочитает рисовать Татьяна Зданевич. Впервые роспись по стеклу ее заинтересовала в середине 1990-х, когда ей было 24 года. Поначалу были интересны техника и эффект. Со временем прониклась творчеством, начала углубляться в историю. Основательно этим ремеслом занялась в 2012 году. Мастерство лаковой росписи она переняла у Елены Маковчик из деревни Совино, которая активно рисовала в 1970-1990 годах.
Мастерица считает, что рисованные на стекле картины удачно вписываются в современные интерьеры. Мы убедились в этом лично. Беседуя с нами, Татьяна Зданевич взялась за кисть и стала расписывать красные маки, белые лилии, синие колокольчики. Видя, как аккуратные черные контуры превращаются в яркую картину, захотелось обладать такой красотой. "Я уверена, что со временем многие станут добавлять в свой интерьер такие картины. У меня, например, они не задерживаются. Не успею сделать, как сразу находят хозяина", - поделилась собеседница.
Она акцентировала внимание, что развивать ремесло с детьми ей интереснее. "У них свой мир, они влюбляются в то, что делают. Поэтому в экспедиции мы иногда ездим с детьми. Важный момент в моей жизни как учителя и мастера - научить собственных детей, учеников, и, конечно, чтобы был выход. Сейчас у меня 33 ученика, которые поступили по художественному профилю. В прошлом году пять человек поступили в колледжи на роспись, причем среди них есть и мальчики", - с гордостью рассказала Татьяна Зданевич. Она добавила, что научиться росписи по стеклу по силам и взрослым. В Березовском районе организуют акцию "Знай наши традиции" и планируют в деревнях проводить мастер-классы.
Народный мастер уверена, что статус историко-культурной ценности даст шанс не исчезнуть росписи по стеклу. Ремесло живет, когда им занимаются несколько мастеров. "В Березе развиваем в центре ремесел, в филиале нашей школы в Стригини рисует моя коллега, в Спорово тоже есть мастера. Нужно подключить общеобразовательные школы, детские сады, создать методические пособия. Невольно роспись по стеклу распространится", - считает Татьяна Зданевич.
С ней солидарна директор Детской школы искусств №2 Березы Наталья Кайрович. Она заметила, что зачастую люди, стремясь к заимствованному, теряют собственные традиции. "Благодаря нескольким мастерам, которые живы, необходимо возродить нашу традицию и передать детям. Это важно для культуры, что делает ее особой, эксклюзивной", - резюмировала Наталья Кайрович.
В государственный список историко-культурных ценностей от Брестской области включены 23 объекта нематериального культурного наследия. По их количеству регион занимает первое место в республике. Больше всего таких объектов в Березовском районе - там статус историко-культурной ценности получили шесть элементов нематериального наследия.