"Скажите, до "Еврика" далеко?" - с улыбкой спросил прохожий. Указав дорогу до торгового центра, корреспондент БЕЛТА не смогла пройти мимо позитивного молодого человека в наушниках и с ролятором в руках. Тем более - в День инвалидов. Так мы познакомились с Александром Олешкевичем из Дрогичина.
- Александр, расскажите о себе. С какой целью приехали в Брест?
- Мне 26 лет, по образованию я техник-программист и оператор ПВМ. В данный момент - в поисках работы. До этого работал в Минске менеджером по продажам в сервисном центре, потом - начальником отдела продаж, занимался промоутерством. Приехал, чтобы получить в МРЭК необходимые для трудоустройства бумаги.
- А почему вы сейчас не работаете?
- Приелось место. Я там долговато проработал. Поэтому уволился.
- Где вы получали образование?
- В Пинском государственном колледже легкой промышленности.
- Трудно ли инвалиду найти работу?
- В Дрогичине невозможно, там вообще работы нет. В Бресте это сделать сложно, даже менеджером по продажам или оператором колл-центра. Люди видят, что ты инвалид и мягко отказывают. А если и предлагают работу, то с маленькой зарплатой. Может быть, за это время что-то поменялось. Но когда я искал здесь работу лет пять назад, было ультрасложно что-то найти. В Минске - намного проще и быстрее. Мне там больше нравится: город большой, пусть чуть дороже, да и то еще смотря что. Да, квартиры дороже, но, допустим, продукты питания дешевле. По передвижению намного проще. Есть метро, где все предусмотрено для инвалидов, плюс работники помогают. То есть с этим вообще нет проблем. Но и здесь люди помогают.
- Как вы добирались из Дрогичина в Брест? Сложно ли инвалиду с транспортом?
- Не могу отвечать за всех - каждому свое, как говорится. Мне, например, несложно. Сюда меня привезли знакомые на машине. Я был во многих городах и областях Беларуси. Куда-то поехать - я не считаю это проблемой, для меня это нормально. Нет разницы, куда ехать - в областной город либо малонаселенный - у меня с этим никаких проблем нет. Единственная сложность зимой, когда снег, немного тяжелее ходить, а летом вообще никаких проблем.
- Вы всегда с ролятором передвигаетесь?
- На улице - да. Есть еще обычная трость, но я редко с ней хожу, потому что очень медленно получается. А я люблю быстро передвигаться.
- Что вы вообще скажете о безбарьерной среде? Насколько доступны для инвалидов транспорт, объекты социальной инфраструктуры?
- В большинстве случаев есть пандусы, подъемники. С этим потихоньку все налаживается и, я думаю, скоро будет все как надо. Конечно, много что еще нужно доработать, усовершенствовать, но с каждым годом что-то решается. Прогресс в этом плане заметный. Пускай он небыстрый, но движение вперед есть.
- Какая у вас группа инвалидности?
- У меня вторая рабочая группа инвалидности.
- Насколько вам хватает пенсии, которую вы получаете?
- Не скажу, что она совсем малая, но до конца месяца денег может не хватить. Чтобы более-менее себя комфортно чувствовать, нужно еще хотя бы столько же зарабатывать. В Минске я в среднем зарабатывал Br1,5-2 тыс. Снимал квартиру с другом, сами питались.
- Какие у вас планы?
- В данный момент уже можно плотно заниматься поиском работы, потому что все бумаги я получил. Может, они пригодятся, а может, и нет. Они нужны в том случае, когда ты идешь на госпредприятие. На всякий случай сделал. Сейчас буду конкретно искать работу в столице.
В Брестской области в рамках госпрограммы "Социальная защита" за неполных три года обеспечена доступность в максимально возможной степени более 230 объектов социальной и транспортной инфраструктуры, уличной дорожной сети. Для передвижения людей с инвалидностью по зрению и опорно-двигательного аппарата приспособлены около 13 тыс. кв.м тротуаров. Доля доступного общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, электробусы) составляет 62,2%. До 2025 года в регионе запланировано обеспечить доступность 479 объектов социальной и транспортной инфраструктуры, уличной дорожной сети.