С 16 апреля проезд российским и белорусским фурам по территории Евросоюза запрещен. Во многих компаниях пока точно не знают, что делать, но уже считают убытки и думают о новых направлениях.
Фото носит иллюстративный характер
Запрет на транзит и проезд российских и белорусских фур по территории ЕС так или иначе коснулся практически всех перевозчиков. Что делать, понимают еще не все, но уже ищут новые маршруты.
Фирмы на комментарии соглашаются неохотно – честно признаются, что сами пока присматриваются к ситуации. Sputnik узнал у белорусского представительства международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU как компании собираются выживать в условиях все новых и новых санкций. Поделились мнениями и простые дальнобойщики, которые боятся потерять работу.
Перевозчики несут убытки
Согласно опросу, проведенному биржей грузоперевозок, более 41% российских и белорусских компаний, возивших грузы в ЕС, уже несут колоссальные потери. Хотя бы частично их рассчитывают компенсировать за счет других направлений.
А вот 37,1% настроены не столь оптимистично и говорят, что их фирмы окажутся на грани банкротства. Четверть компаний (26,7%), занимающихся международными грузоперевозками, ответили, что не пострадают от европейских запретов: они не занимаются доставкой грузов непосредственно в ЕС. Тем не менее, опасаются усиления конкуренции и снижения ставок.
В комментариях некоторые пользователи отметили, что приостановили свою деятельность до открытия границ. Абсолютное большинство считает запрет Евросоюза "огромным ударом, который грозит обвалом грузоперевозок и банкротством всем грузоперевозчикам".
По словам директора компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяны Солдатенко, это практически полное прекращение работы белорусских дальнобойщиков в странах Евросоюза.
"Да, ограничения не коснулись некоторых категорий товаров – пищевых, медицинских, энергоносителей, удобрений и других. Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС", – говорит Татьяна Солдатенко.
Полулегальный обход санкций
Сейчас большинство компаний ищет новые маршруты, которые помогут перекрыть убытки от европейских санкций. Кто-то придумывает полулегальные пути, например, перегрузку на границе.
Еще один вариант – переправка товаров через Казахстан, Армению, Турцию: туда товар приходит из Европы, а от них – как "местная продукция".
“Но, конечно же, такие схемы делают перевозки существенно дороже. И этот рост скажется и на цене поставляемого продукта", – объясняет Татьяна Солдатенко.
Кроме того, рассматривают вариант реэкспорта через "дружественные страны" с использованием их транспорта. Логистика сложнее, но к полной остановке поставок это не приведет.
Белорусские дальнобойщики уедут в Россию
Биржа грузоперевозчиков прогнозирует, что белорусские фирмы в связи с невозможностью больше нормально работать в Европе переориентируются на российский рынок. Но и здесь есть некоторые трудности: для работы с РФ нужны специальные разрешения на такие каботажные перевозки.
"А они сейчас не выдаются. Но правительство Беларуси уже делает шаги в решении этой проблемы. Принятый план поддержки экономики предусматривает работу с российским правительством, итогом которой должны стать увеличение количества квот и отмена разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков", – рассказывает Татьяна Солдатенко.
Она назвала такое решение очень своевременным, ведь оно поможет минимизировать проблемы от запрета транзита по ЕС.
"Боимся потерять работу"
Алексей из Беларуси, но работает дальнобойщиком на российскую компанию. Рассказывает, как ограничения на въезд в Евросоюз коснулись их фирму. По его словам, он успел "вовремя слезть", а вот его напарники зря простояли неделю на границе, где их потом развернули.
"Поменялся с напарников как раз 16 апреля (день вступления в силу запрета - Sputnik). Он простоял неделю на границе с Латвией, в итоге его просто не впустили. В то время многие дальнобойщики просто ждали на базах – кто под Москвой, кто в Минске – и не понимали, что делать", – рассказывает Алексей.
Руководство фирмы пока особо ничего не говорит – сами в раздумьях, что теперь делать. Наверное, будут "покорять Азию" и искать другие направления. Европа фактически закрыта, а те немногие разрешенные перевозки (заперт не коснулся лишь некоторых категорий товаров) составляют совсем малую часть в работе компании. А возили много чего.
"И металл из России, и фанеру. С китайской границы загружались на Европу. Из Беларуси, например, ИКЕА (в Беларуси были сборочные цеха, но и их решили закрыть после начала военной спецоперации на Украине – прим. Sputnik)", - говорит Алексей.
Новые маршруты
По словам Алексея, и в его фирме, и в целом у компаний с российскими и белорусскими номерами машин проблемы назревали уже давно. Первые тревожные звоночки – с начала "мигрантской проблемы" на польско-белорусской границе. Именно тогда на пунктах пропуска большегрузы россиян и белорусов начали "досматривать с пристрастием", иногда как будто специально заставляя неделями стоять на обочине в очередях.
"Стояли долго. Обычно за месяц успевали два-два с половиной ближних круга сделать (например, Германия – Московская область, туда и назад). И раньше медленно пропускали, но я теперь уже стоял в "Боровниках" неделю", – говорит Алексей.
Именно тогда (а с начала военной спецоперации - особенно) из российских фирм стали увольняться некоторые дальнобойщики.
Проблем наблюдалась уже много. В конце февраля в Европе отказывались загружать машины на российских номерах – тоже стояли по неделе, решая вопросы. Потом снова серьезные очереди на границе, а за проведенные там дни "простойные" платили совсем небольшие.
"Становилось все хуже и хуже. В фирме у нас около 700 машин. Человек 200 уволились и перешли работать в европейские компании. Нам даже немного подняли "простойные". Но теперь получается, что, когда ввели запрет на въезд европейских фур в Беларусь, люди зря увольнялись. Теперь, наверное, из европейских контор перейдут к нам", – говорит Алексей.
По его словам, сейчас компании будут переориентироваться на Азию: станет больше грузоперевозок в Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан. Да и в последнее время компания стала открывать все больше новых автоколонн на других номерах: казахстанских, польских.
"Но что из этого будет, трудно говорить. Пока нас не увольняют, но как дальше будет развиваться ситуация, непонятно. Надеемся, что скоро снова будем нормально работать", - заключил Алексей.