Ученика 8-го класса одной из школ направили в спецучреждение закрытого типа. Что он сделал

Ученика 8-го класса одной из школ направили в спецучреждение закрытого типа. Что он сделал

В Минске суд Московского района провел выездное заседание в здании районного управления внутренних дел. На нем рассматривали гражданское дело по заявлению комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) о помещении столичного школьника в специальное учреждение закрытого типа. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

За судебным процессом наблюдали его ровесники — подростки, которые однажды также пренебрегли законом, оступились и сейчас находятся под пристальным вниманием педагогов и милиции. К чему может привести незаконопослушный образ жизни, они увидели воочию.

Отрицательная характеристика

Последние 3,5 года обвиняемый 15-летний Егор Иванов (имя героя изменено) проживал в детском доме № 3. Его отца и мать лишили родительских прав, виной чему был алкоголь. Возвращать сына в семью они не спешили, жизнью ребенка, находящегося на государственном обеспечении, не интересовались. Навещала Егора только взрослая сестра, которая иногда забирала его для прогулок, привозила угощение.

В ходе судебного заседания установили: подросток, который учился в 8-м классе специальной школы № 11, изрядно помотал нервы педагогам, совершил пять административных правонарушений.

В заявлении КДН указывалось, что у Егора низкая мотивация к учебе, он не выполняет требования педагогов и пререкается, неадекватно реагирует на замечания, использует ненормативную лексику. Кроме того, мальчик нарушает дисциплину, мешает другим школьникам на уроках. Легко возбуждается, агрессивный, бьет детей и отбирает у них еду в столовой. Авторитета взрослых не признает и склонен к бродяжничеству.

Не раз плюнуть

В ноябре 2023-го, находясь в кабинете математики, обвиняемый оплевал детей, стены и мебель в классе, нецензурно выражался в адрес педагогов. Его действия квалифицированы как мелкое хулиганство (статья 19.1 КоАП Республики Беларусь). Однако от административной ответственности парня освободили, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних ему вынесли предупреждение. Правда, через несколько дней последовали новые правонарушения. В кабинете Егор снова ругался матом, оплевал четвероклассника. На этот раз с подростком провели профилактическую беседу, объяснили ему нормы законодательства, чтобы убедить юношу не повторять содеянного.

Ученика 8-го класса одной из школ направили в спецучреждение закрытого типа. Что он сделал

В январе 2024 года обвиняемый лезвием от точилки порезал личные вещи детей, повредил мебель — и снова статья 19.1 КоАП. Исправляться не спешил: спустя несколько недель бегал по классу за учащимися с ножом, не реагируя на замечания. Спровоцировал конфликтную ситуацию с учеником 10-го класса. Хватал старшеклассника за горло, забрал у него наушники и сломал их в присутствии детей и педагога.

Список противоправных деяний оказался внушительным. Каждую неделю с парнем встречался инспектор КДН, подросток был окружен вниманием педагогов, его приглашали на десятки мероприятий, контролировали поведение и учебу. Но беседы и увещевания не давали результата.

В конце концов Егора предупредили: за повторное нарушение закона его могут отправить в спецучреждение. Но становиться на путь исправления обвиняемый не желал.

И, поскольку его поведение носило отрицательную динамику, КДН запросила суд все же поместить подростка в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на два года.

Побег с препятствиями

Не желает вести законопослушный образ жизни, занятия срывает, конфликтует с детьми. Свои поступки не контролирует — может ударить и толкнуть. Угрожает педагогам расправой и склонен к бродяжничеству. Сбегал из детского дома по пути следования в школу. Прошлым летом, когда находился в оздоровительном лагере «Подорожник», также вел себя ненадлежаще, нарушал дисциплину, — выступил представитель КДН Московского района. — Во время заседаний комиссии не такой дерзкий: слушает, говорит, что исправится. Но хватает максимум на несколько дней.

— Егор проживает в детском доме 3,5 года. Самая большая проблема — его самовольные уходы. Только в 2023-м он сбегал пять раз. Делает это сознательно. Почему ругается матом и сбегает? Сам отвечает, что ему от этого весело. Ему нравится, когда его разыскивают по подвалам, подъездам, чердакам, — рассказала директор детского дома.

Ученика 8-го класса одной из школ направили в спецучреждение закрытого типа. Что он сделал

Побеги планирует. Однажды, например, взял с собой сменную одежду, потому как знал, что милиция будет разыскивать по определенному внешнему виду. Выпрашивает деньги у прохожих, придумывая разные истории.

Юный обвиняемый согласился с доводами из заявления КДН, хотя не смог объяснить мотивацию своих поступков. Лишь протянул тихое: «Мне стыдно». На суде Егор был неразговорчив, односложно отвечал на адресованные ему вопросы. И большую часть времени просидел с опущенными глазами. Заседание длилось более 1,5 часа.

Суд решил удовлетворить заявление о направлении подростка в спецучреждение. После заседания Егор не вернулся в детский дом. Его передали в распоряжение инспектора ИДН, который сопроводит его в приемник-распределитель.

А оттуда — в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Судебный процесс оказал серьезное впечатление на подростков, находившихся в зале. Ребята молча провожали глазами Егора, которого уводил инспектор. Есть над чем задуматься…

В детском доме Егор посещал компьютерный кружок, ходил на занятия по теннису в спортцентр Максима Мирного за счет государственных средств.

Старший помощник прокурора Московского района Ольга Потапенко:

— Мы приглашаем оступившихся молодых людей, совершивших какие-либо противоправные деяния, на выездные судебные заседания в воспитательных, профилактических целях. Во время суда к ним приходит осознание того, что за общественно опасные деяния, асоциальный образ жизни наступает предусмотренная законом ответственность. В частности, направление в учреждение закрытого типа. Что касается рассмотренного дела, то этот подросток находился на государственном обеспечении, систематически совершал административные правонарушения, причем за довольно короткий промежуток времени. Коррекционная работа положительных результатов не дала. Мальчик не становился на путь исправления. После возвращения из спецучреждения он снова поедет в детский дом, продолжит учебу в школе или профессиональном колледже.

Справочно

В спецучреждение закрытого типа направляют детей в возрасте 11–18 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания. Такое решение принимает суд при совершении подростком в течение года четырех административных правонарушений. Максимальный срок, на который могут определить несовершеннолетнего в учебно-воспитательное заведение, — 2 года.

За пять месяцев с начала 2024-го в Московском зафиксировали 18 преступлений, совершенных подростками.