«Если говорить о том, когда появится совсем отечественный автомобиль, то, думаю, не раньше, чем через три года, — заявил Геннадий Свидерский, гендиректор завода „БелДжи“. — Но если сейчас мы дали в Академии наук платформу, мы сегодня говорим: электротяговый двигатель освоен, система управления освоена. Насколько я знаю, в Академии наук ведутся разработки батареи, которая, предполагается, будет по себестоимости ниже, чем те, которые сегодня выпускаются в мире».
«Это последовательное движение, к сожалению, не позволяет нам быстро двигаться, — приводит слова Свидерского СТВ. — К тому же я всегда говорю о том, что в глазах обывателя автомобиль — это колеса, руль, стекло. А вообще это программно-аппаратный комплекс, который управляется непрофессионалом, причем в опасных условиях: он должен видеть пешеходов, велосипедистов, должен затормозить. И на все это требуется время. Благо то, что созданная инфраструктура с уверенностью позволяют говорить, что внедрение этого вида транспорта у нас наступит раньше, чем в других странах, у наших соседей».
«Презентованный родстер — это демо-автомобиль. Я бы не сказал, что мы показали разработку того электромобиля, который будет выпускаться, — обратил внимание Александр Белевич, начальник центра Объединенного института машиностроения НАН РБ. — Конкретно этот родстер — это просто демонстрация компетенций, что мы можем что-то делать на базе своего. Но тут включается экономика. Вы меня спрашиваете, почему за пять лет в Беларуси не появился свой электромобиль. Первое — это вопрос маркетинга. Самое дорогое и дефицитное в электромобиле — батарея. Вопрос в объемах. Всегда спрос порождает предложение. Если для нашей страны все говорят, что 200 долларов за киловатт-час – это дешево, то в Китае говорят про 100 долларов за киловатт-час. Я имею в виду стоимость самих ячеек. Цена на батареи снижается. Химия постоянно модернизируется. Пока в РБ ячейки покупные. Наша — электроника, которая управляет батареей. Чем это важно? Во-первых, по мере развития мы тоже можем развиваться. Если мы ставим что-то покупное, то будем сидеть на этой игле. Нам дают, мы это едим. Здесь мы можем развиваться совместно со всем миром. Пока у нас отставание от китайского и американского производства. У нас пока микросхем нет. Но наработав сейчас компетенции, мы можем формулировать наши требования к тому же „Интегралу“, к нашим разработчикам микросхем, чтобы они создали. Если бы к нам пять лет назад пришли и сказали: „Дайте нам требования на микросхемы“, мы бы не знали, что это».
«Мы же не можем сказать, что сейчас электромобиль востребован больше, чем бензиновый, — дополнил Свидерский. — Если мы говорим, например, о „БелДжи“, то наша экономическая окупаемость наступает тогда, когда мы делаем не меньше 30 тысяч автомобилей (очевидно, имеется в виду в течение года. — Прим. Onlíner). При всех успехах, которые сейчас есть в электротранспорте, пока (в стране) используется всех видов 3500 единиц. Большинство из них в Минске. Это был вопрос и спроса, и инфраструктуры. Как говорят, вчера было рано, завтра будет поздно. Здесь основной вопрос — эти научные разработки перевести на промышленное производство. А промышленное производство предполагает не только эти компоненты, но еще и платформу автомобиля, доступность документации. Это комплексный вопрос, который сейчас решается Минпромом совместно с НАН. Я думаю, что эти последовательные шаги и производственников, и науки дадут результат».