Несколько лет назад АвтоГродно познакомил читателей с особенностью белорусского законодательства: если по вине водителя произошла авария, в которой есть пострадавший, водитель обязан оплатить его лечение. Даже если у него есть договор обязательного страхования гражданской ответственности. А что, если эти выплаты не сделать? Вот реальный пример.
История из Минска
Около двух лет назад, 20 мая 2020 года, на улице Лынькова в Минске столкнулись автомобили Hyundai ix35 и Hyundai Solaris. Авария попала на видео.
ГАИ Минска сообщала, что водитель автомобиля Hyundai ix35 совершал поворот налево с улицы Лынькова во двор дома №101/3, когда водитель двигавшегося позади автомобиля Hyundai Solaris начал выполнять обгон, пишет Автобизнес. В результате произошло столкновение автомобилей. После удара Hyundai Solaris совершил наезд на бордюрный камень, затем на дерево, после чего оказался на тротуаре.
В аварии признали виновным водителя Hyundai ix35, который совершал поворот. ГАИ пришла к выводу, что водитель при въезде во двор проявил невнимательность, не убедился в безопасности маневра, перед началом поворота налево не подал сигнал световым указателем поворота и приступил к маневру, в результате чего произошло ДТП еще с одним Hyundai, совершавшим обгон по встречной полосе.
Постановлением ОГАИ ГУВД Мингорисполкома проверка по факту ДТП прекращена в связи с усмотрением в действиях водителя Hyundai ix35 признаков состава преступления по ч.1 ст.317 УК РБ, то есть дела частного обвинения, которое возбуждается лицом, пострадавшим от преступления, путем подачи заявления в суд.
Пассажирка, жительница Минска, ехавшая в автомобиле виновника аварии, получила травмы и была доставлена в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Согласно калькуляции стоимость ее лечения составила 84,6 рубля. Однако ответчик в добровольном порядке возместить эту сумму отказался, сообщают "Минск-Новости".
Водитель отказался платить за лечение пассажира
Далее события развивались так: РНПЦ направило в прокуратуру Партизанского района ходатайство о предъявлении иска о взыскании расходов, затраченных на оказание медицинской помощи, а суд удовлетворил иск заместителя прокурора Партизанского района в пользу РНПЦ.
"Прокуратура поддержала заявленные исковые требования. Суд вынес заочное решение о взыскании с ответчика в пользу учреждения здравоохранения расходов на оказание медпомощи пострадавшей в ДТП гражданке, а также госпошлины в размере 58 рублей в доход государства, – рассказала помощник прокурора Партизанского района Виктория Богданова. – Решение суда исполнено".
Почему платить нужно?
Вернемся к истории гродненца Михаила, который 3 года назад обратил наше внимание на ситуацию с выплатами за лечение.
Тот самый парень из Гродно, который хотел оспорить выплаты
Прокурор, представляющий интересы учреждений здравоохранения, пояснила свою позицию: "Согласно статьи 64 закона Республики Беларусь «О здравоохранении», физическое лицо, которое является причинителем вреда, обязано возместить затраты учреждения здравоохранения".
Статья 64 – Закон РБ О здравоохранении 2435-XII от 18.06.1993 г. – "Возмещение организациям здравоохранения, другим организациям и индивидуальным предпринимателям расходов на оказание медицинской помощи" Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, причинившие своими противоправными действиями вред здоровью граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, возмещают организациям здравоохранения, другим организациям и индивидуальным предпринимателям расходы на оказание медицинской помощи пострадавшим. |
– Но ведь страховая обязана выплачивать пострадавшему возмещение ущерба как материального, так и по здоровью. Сейчас лимиты составляют до 10 000 евро. Почему иск направлен в мою сторону? Считаю, что эти суммы нужно взыскивать со страховой компании, с которой у меня заключен договор страхования, – именно такие вопросы задавал Михаил из Гродно.
– Данные суммы могли бы быть взысканы со страховой компании, если бы их требовал сам потерпевший, но фактически вред был причинен учреждениям здравоохранения, с которыми страховая компания не имеет никаких договорных отношений, поэтому данные суммы взыскивается именно с вас, – ответила тогда прокурор.