Женщина за рулем личного автотранспорта сегодня никого не удивляет, это явление весьма распространенное. А вот среди водителей школьных автобусов встретить представительниц прекрасного пола – это редкость. Bereza.by пообщались с Верой Степанец и узнали, легко ли отправляться в рейс, отвечая за неугомонную команду школьников, о ее буднях и почему она выбрала традиционно не женскую профессию.
Сегодня даже в самую отдаленную деревню приедет школьный автобус, чтобы отвезти детей на уроки, а после доставить домой. Рабочий день у Веры начинается рано, в 06.30: нужно пройти медицинское освидетельствование, проверить технику. И только потом автобус выходит на маршрут. Вера на своем желтеньком МАЗе обслуживает два учреждения образования – Нарутовичскую базовую и Первомайскую среднюю школы, а если точнее, то и дошкольные учреждения – ведь дошколята в свои садики тоже едут с тетей Верой.
В день у Веры Васильевны – четыре рейса, в среднем школьный автобус наматывает более 150 километров. На маршрут Пляховщина – Осовцы – Первомайская – Тихны – Первомайская – Ворожбиты она выезжает в 07.15. Еще на железнодорожной станции также надо забрать деток из Березы. Школьный автобус здесь используют не только для подвоза учеников, но и для экскурсионных занятий, посещения памятных мест в районе и за его пределами.
Впервые Вера попробовала себя в качестве водителя-профессионала в автопарке №8 г. Березы, где когда-то работала кондуктором, была водителем и в Березовском ТЦСОН. Так что опыт позволяет держать руль твердо и уверенно.
Летом 2022 года появилась вакансия в Нарутовичской базовой школе. Женщина решила попробовать, хотя и сомневалась в том, что возьмут. Вопрос с трудоустройством решился – 23 августа приступила к своим непосредственным обязанностям. Будущего водителя директор школы Ирина Ворабьева подбирала самым тщательным образом, мужчины теперь, к сожалению, не идут на эту работу – зарплата небольшая, а ответственность запредельная.
– Специфика работы водителя школьного автобуса предполагает многие нюансы: профессионализм, ответственность, аккуратность, ведь в салоне – дети, – рассказала Ирина Ворабьева. – Конечно, поначалу были настороженность и опасения. Некоторые родители стали высказывать недовольство, что за рулем школьного автобуса находится женщина. Но волнения быстро прошли – Вера Васильевна пунктуальная, ответственная, доброжелательная, веселая и очень коммуникабельная.
– Неужели с детства мечтали стать шофером?
– Нет, даже и не думала. Просто в 18 лет получила водительские права, а потом они помогали мне найти работу, стали стартом к обретению любимой профессии, – ответила собеседница. – Сейчас у меня открыты все водительские категории.
Как известно, к водителю школьного автобуса особые требования: категория вождения B, C или D, стаж не менее трех лет и ни одного нарушения в течение года. Всем этим требованиям Вера Степанец соответствует. За рулем она никогда не лихачит, не превышает скоростной режим, это касается и езды на личном автомобиле, ее принцип «торопись медленно».
– Кому-то может показаться простым – возить туда-обратно детей. Но это не так: при высадке на остановке, нужно быть очень осторожным, чтобы ни попутных, ни встречных машин не было. Только когда дорога пустая, открываю двери и разрешаю выходить. Нужно и позвонить, если ребенок проспал или опаздывает.
Женщина она эмоциональная и энергичная, прямая и очень активная. На равных может разговаривать со школьниками и дошкольниками, которых подвозит на занятия и домой, с коллегами и начальством. Для каждого она своя – Вера или тетя Вера.
– Весело с детьми, они песни поют, иногда и я с ними, малыши успевают и поспать во время движения, – говорит Вера Степанец. – Конечно, ответственность большая. Потому и сама всегда начеку, и автобус должен быть исправен. Но так приятно слышать по утрам: «Тетя Вера, поехали!»
В Березовском районе две женщины-водителя школьного автобуса: в Песковской средней школе и Нарутовичской базовой школе.
До того, как стать водителем школьного автобуса, Вера была и маляром-штукатуром, и плиточником-облицовщиком, и кондуктором, и оператором деревообрабатывающих станков. И еще много разных специальностей освоила, научилась разбираться в устройстве машин, самостоятельно может выполнить некоторый ремонт и покраску. Она всю жизнь с техникой на «ты». Мужчины с ней даже советуются и никогда не отказывают в помощи. За что Вера очень благодарна мужскому коллективу ОАО «Нарутовичи» и лично директору Александру Каштеляну.
В общем, Вера закаленная жизнью, которая научила ее справляться со многими неженскими проблемами и делами. У нее под рукой быстрее найдешь гаечный ключ, чем косметику, платья и каблук она просто разучилась носить в силу своей деятельности.
– Жизнь научила меня, что все происходит неслучайно: любое событие, хорошее или плохое, это подготовка к чему-то новому, – считает Вера Степанец. – Все препятствия и проблемы заставляют меня еще больше трудиться, а смогу ли это преодолеть? Не бывает безвыходных положений, надо просто искать этот выход.
– А что больше по душе – езда на легковом автомобиле или на машине помощнее?
– Я себя в автобусе лучше чувствую, чем в легковом автомобиле, я просто отдыхаю и наслаждаюсь ездой. А самая большая мечта – стать водителем-международником. Через пару лет, когда подрастет сын, я обязательно ее исполню.
Вера – мама троих деток – Натальи, Георгия и Александра. А еще садовод и огородник: занялась разведением винограда и роз, выращивает малину, ежевику, клубнику, держит хозяйство – кроликов, овец, имеет пасеку. Все успевают вместе с мужем Валерием. Вера признается, что это две ее страсти по жизни – машины и сельское хозяйство. А в планах – заняться в школе еще и озеленением, надо только немного подождать…