НОВИНКА! Газонокосилки, триммеры, пилы, культиваторы Greenworks в магазине «Лес-Сад» в Бресте

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

23.12.2021 03:29
Транспорт

«Готовь сани летом, а байк присматривай зимой», — гласит народная мудрость в интерпретации мотоциклистов. Особенно если покупать двухколёсный транспорт планируешь на зарубежном аукционе. Ведь в таком случае «железный конь» до нашей страны доедет не раньше чем через два месяца.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»
Honda GL1500 SE12

По подсчётам Андрея из Светлогорска, его трайк Honda GL1500 SE12, купленный на известном американском аукционе, уже должен был стоять в гараже и дожидаться начала сезона. Но что-то пошло не по плану: работники «Колядичи-Авто» причислили транспортное средство к автомобилям. Теперь владельцу трицикла нужно заплатить за растаможку более 7 000 рублей. Как так получилось и неужели ситуация, увы, безнадёжна?

«Хороший трицикл — редкий зверь»

Сразу поясним: трайк — это трицикл (или трёхколёсный мотоцикл), который имеет одно переднее и два задних колеса, расположенных симметрично на оси. До этого года Андрей о покупке такого транспортного средства не задумывался: гонял на двухколёсном Honda Gold Wing и был счастлив. Но вмешались обстоятельства.

— Я со своей «Хондой» с 2014-го не расстаюсь! Это очень надёжный байк: три года назад я на нём в Одессу съездил и обратно вернулся. А мотоциклу 30 лет уже!

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

— Но у меня начались проблемы с суставами. Стало тяжело поднимать такую громадину. Нашёл, как тогда казалось, решение — трицикл. Прошерстил всевозможные белорусские авторынки, но подходящего варианта не было. Для нас это очень редкий зверь. Особенно по приемлемой цене.

Решил: нужно пригонять! Нашёл Honda GL1500 SE12 за $1 693. Естественно, в аварийном состоянии.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

— Почему так дёшево? Байк попал в ДТП, получил фронтальный удар. У него оторвана передняя вилка с колесом. Но трудности меня не пугают: думал, что смогу самостоятельно его восстановить. Доставка в Минск обошлась ещё в $1 400.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

— Даже в мыслях не было, что проблемы возникнут по прибытии байка в Колядичи. Я и растаможку как за мотоцикл успел оплатить. Вышло 600 рублей. Но тут гром среди ясного неба: мой декларант сообщил, что трицикл приравняли к… автомобилю!Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

 

— И теперь, чтобы узаконить покупку, я должен заплатить 7 600 рублей за растаможку и 1 225 — за утильсбор. И это по льготному тарифу! Дело в том, что по документам трицикл ввозит в страну моя бабушка — она инвалид второй группы. На меня оформлена доверенность, я действую от её лица.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

Таможня: всё дело в весе!

Чем руководствовались работники таможни, когда приравнивали трайк, который даже выглядит как мотоцикл, к автомобилю?

— Первое, на что ссылаются, — снаряжённая масса трицикла. Она больше 400 кг. Хотя если взять, например, круизеры Harley Davidson Electra Glide или Victory Cross Country, то у всех такая же масса. Но они ведь не автомобили! А советские мотоциклы с боковым прицепом? Тоже вес за четыре сотни переваливает.

К тому же трицикл изначально был мотоциклом! И в американском техпаспорте это указано.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

Заводских трайков не существует. Компании из США, которые занимаются мототюнингом, покупают серийные мотоциклы и устанавливают заднюю тележку: вместо одного колеса ставят два.

Мы решили уточнить у Минской региональной таможни, по каким признакам трицикл причислили к автомобилям. И вот какой ответ получили.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

И правда, камень преткновения во всей этой истории — масса трицикла в снаряжённом состоянии. Вот только сколько он сейчас весит, никто достоверно не знает. Декларант при подаче документов сослался на bikeswiki.ru (это такая «Википедия» для мотоциклистов). Если верить сайту, то масса Honda GL1500SE — 405 кг. Цена «лишних» пяти кило — больше 7 000 рублей!

— Интересный пример. Мой знакомый не так давно ввозил в Беларусь багги. Руль, педали, коробка переключения передач — всё как в машине. Но его к авто не приравняли, хотя масса багги — тоже больше 400 кг. А всё почему? Потому что в таком случае заплатить пришлось бы 1,5 евро за «кубик», а там объём двигателя — 1 000 см3. Багги по документам стал «прочим транспортным средством», и это вышло дороже в два раза.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

— Возникают логичные вопросы: если трайк растаможить как автомобиль, то поставит ли его Госавтоинспекция на учёт в таком качестве? Смогу ли я ездить на трицикле без шлема? И достаточно ли для передвижения на нём лишь категории B?

Кстати, эти вопросы я сотрудникам ГАИ всё-таки озвучил. Ответили, что отправят в Институт машиностроения Академии наук для определения типа транспортного средства. Туда я тоже позвонил: их заключение могло оспорить решение таможни. Но в организации лишь руками развели: «Дистанционно ничем помочь не можем. Привозите — посмотрим!» Получается, замкнутый круг?

Выход есть!

Что теперь делать? Андрей считает, единственный выход — реэкспортировать трицикл в Литву, а там разобрать и продать. Но в таком случае часть денег наш герой потеряет. Тем временем решение нужно принимать как можно быстрее: стоянка в Колядичах обходится в 7 рублей за сутки. А трайк там находится почти 30 дней.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

Но мы просто так сдаваться не намерены. Неужели нет выхода из ситуации? Позвонили в Институт машиностроения, ещё раз объяснили ситуацию, и… эксперты согласились выехать в Колядичи, чтобы сделать заключение по классификации авто. Но сперва Андрею придётся подать заявку и подождать, пока у кого-либо из специалистов появится свободное время в плотном графике. Услуга, конечно же, небесплатная, но стоимость в Институте рассчитают и предварительно озвучат. Уже что-то!

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

Будет ли заключение от Института машиностроения котироваться на таможне? Направили этот вопрос по нужному адресу и получили утвердительный ответ! Более того, поверенные весы и погрузчик в Колядичах имеются. Поэтому если вдруг окажется, что трайк весит меньше 400 кг, то вопрос закроется ещё быстрее.

**

Все контакты и сведения о путях решения проблемы мы передали герою. Пока материал готовился к публикации, Андрей успел связаться с Институтом машиностроения и выяснить, как подать заявку. Надеемся, что совместные усилия приведут к положительному результату. Мужчина обещал поделиться финалом истории.

Вот так попал! Белорус пригнал трицикл из США и за растаможку отдаст несколько тысяч «из-за 5 кг»

Единственное, чем наш герой действительно расстроен, — в этом году ему придётся отказаться от своей новогодней традиции. В преддверии праздника он садился на свой байк, крепил прицеп и в нём в костюме Деда Мороза развозил местным светлогорским детишкам сувениры и сладкие подарки. Но мы уверены: от пешего Санты с огромным мешком конфет ребята тоже будут в восторге.

Фото: из личного архива героя, casarva.co.uk