Алёна из Осиповичей работала маляром в военной части и красила там спецтехнику. А потом решила сменить род деятельности, отучилась на категорию Е и ушла в дальнобой. Вот уже три года белоруска проживает свою жизнь в кабине большегруза, отправляясь в каденции почти на полгода. А ещё попутно развивает свой аккаунт в TikTok, снимая видеоролики о своём повседневном труде.
Журналистам av.by Алёна рассказала, как её пытались ограбить на паркинге, каковы самые большие тяготы такой работы и о чём она мечтает, крутя руль большегруза.
Алёна родилась в Одессе в семье военного. Вместе с родителями успели объездить много стран. Остановились же в белорусских Осиповичах. По специальности девушка — инженер сельхозмашиностроения, но много лет работала маляром на стройке. А в последние перед дальнобоем годы — маляром в военной части, где красила... не траву, а спецтехнику! Здесь-то она и вспомнила свою давнюю мечту — управлять мотоциклом.
— Поэтому и пошла получать категорию А, а там среди байкеров оказалось много дальнобойщиков, — вспоминает Алёна.
Девушка признаётся, что, слушая рассказы парней про работу на фуре, тотчас же прониклась всей дорожной романтикой и решила: а почему бы самой не попробовать трудоустроиться в какую-нибудь компанию?
— Категория С была давно, отучилась на Е, потом — на «Код 95». И поехала обивать пороги европейских компаний. Первые две недели я стажировалась с парнем из Пинска (просто ездила с ним рядом и наблюдала за работой), а также вникала в бумажную документацию. Помню, как первый раз он мне дал сесть за руль. Мы ехали из Лиона по национальной дороге. Меня бросало в пот и тряслись руки! На спидометре было не больше 60 километров в час. Сергей так ту поездку комментировал: «Хорошо, что была ночь, а то бы остановили всё движение на трассе». Ну а на кольцо я вообще заезжала со скоростью улитки! Очень переживала...
Первый рейс был полон приключений, вспоминает Алёна. В пути поломалась водительская дверь, она в любой момент могла открыться на трассе. С постоянно открывающейся дверью девушка преодолела почти 3 000 км. Проезжала по альпийским серпантинам, от которых внутри холодело, блуждала по французским деревушкам, с трудом разворачиваясь на просёлочных дорогах.
— Однажды на трассе пробило колесо. Ехала тогда из Нидерландов в Бельгию. Чувствую, машина пошла юзом! Вышла, а там — колесо спущено. Вообще, водители должны сами уметь менять шины. Я попробовала его подкачать, но ничего не получилось. Подошёл украинец, глянул и говорит: «Здесь только менять». И... уехал! Я постояла, попрыгала на колесе, попыталась даже снять… Мне повезло, что ехали ребята-таджики из фирмы, где я работаю. Узнали меня и говорят: «Мы хоть и не меняли шины ни разу, но сейчас попробуем». Пока я заваривала им чай, они уже успели снять, поменять покрышку и инструменты сложить! Быстрее, чем на любой шиномонтажке, сделали.
Самая большая проблема в первых каденциях — подъезд к рампе, вспоминает Алёна. Часто обращалась к коллегам, чтобы постояли да покомандовали, как заезжать:
— Ни разу никто не отказал и не посмеялся. Наоборот — поддерживали как могли. Мужчины часто говорили, что всё это естественно, мол, ещё никто с рулём в руках не родился! А самая культурная страна во всех планах — это Англия. Англичане всегда помогают нам, леворульным, помочь перестроиться. На кольце уступают дорогу и вообще очень доброжелательны…
Несколько раз Алёну, точнее её большегруз, пытались ограбить. Доехать до охраняемого паркинга не всегда удаётся, рассказывает девушка. Нередко случается, что приходится останавливаться на небольшой стоянке, где помещаются максимум две машины, а кругом тёмный лес!
— Там ни душа, ни туалета! Бывает, зверь какой из леса пробежит... Однажды около Испании я остановилась на заправке. Естественно, парковка была неохраняемой. И ночью я проснулась от какого-то шума. Вышла, а у меня — вскрыт прицеп! Я везла мороженое, и грабителям оно, наверное, не очень было нужно, так они и ушли ни с чем! — смеётся Алёна. — В Германии у меня тоже резали тент. Тогда я везла новогодние ёлки. Тоже так себе груз по ценности, поэтому воришки вырезали «улыбку» на тенте и ушли. Дверь после этого я закрываю всегда, а раньше могла спать с открытыми окнами.
Несмотря на все опасности, которые могут поджидать на каждом шагу, Алёна предпочитает ездить в каденции одна. Сейчас она обучает молодого водителя и признаётся, что стажировка ей даётся нелегко: к одиночеству девушка уже привыкла.
— Некоторые могут позавидовать, мол, работа интересная, зарплата большая! Зарабатываешь путешествуя. Но всё не так просто. Никто не знает, каково это — проживать жизнь в кабине фуры, когда железная коробка — и твой дом, и работа, и кухня… А ещё это тяжёлый труд. Ты 24 часа находишься на работе. В нашей фирме, например, нет разницы, мужчина или женщина за рулём. Поэтому загрузить машину могут всем: и железом, и бумагой. А попробуй довези потом всё!
У Алёны уже взрослая дочь. И даже маленький внук есть, поэтому торопиться домой особо нет необходимости.
— Помню, никто из окружения не верил даже, что я смогу сесть в фуру. Папа говорил: «Ну как ты на такой большой машине, дочка?» Сейчас вот гордится мной! А племянница даже написала про меня школьное сочинение «Моя необычная тётя», — смеётся наша героиня.
Зарплата у Алёны средняя по меркам дальнобоя — 2 400 евро в месяц. Но и трат здесь много, говорит собеседница. Недешёвая еда, а за душ и туалет надо платить.
— У меня есть мечта — мотоцикл Harley-Davidson и квартира или домик у моря в Испании, где я встречу свою старость. Вот на них и собираю, потому уезжать в каденции я привыкла надолго. Например, в этот раз выехала в рейс в октябре и только в конце марта буду дома — без малого полгода! Но целое лето я планирую отдыхать. Поеду в Неаполь к сестре. А ещё очень хочу исколесить всю Европу на мотоцикле. Я уже на нём проезжала больше тысячи километров — направлялась в каденцию из Осиповичей в Познань. Так что, думаю, летнему мотопутешествию — быть! — мечтательно сказала Алёна.
Кто знает: возможно, глубокой дождливой осенью мы прочитаем в нашей рубрике «Автотрип» рассказ дальнобойщицы о том, как ей и её байку Honda (а может, уже и «Харлею») покорялись европейские столицы!