Фото из открытых источников (иллюстративное)
Какие действия должен предпринимать водитель, ставший участником аварии, учат еще в автошколе. Тем не менее некоторые ошибочно полагают, что если оставить полную информацию о себе на поврежденном автомобиле, то это будет служить неким «оберегом» от строгого наказания. А если нет?
Увидев утром на своей машине довольно сильную вмятину, наш читатель был в значительной степени озадачен. Машина практически новая, и делать ремонт в планы автовладельца не входило.
Вот что рассказал пострадавший: «Дело в том, что в салоне моего авто под стеклом на всякий случай лежит бирка с номером моего телефона для связи. Виновник аварии не видеть ее не мог, если бы банально посмотрел на машину. Вместо этого под щетками стеклоомывателя я нашел записку с текстом, мол, извините, виноват, спешу, готов разобраться полюбовно и так далее. Были указаны имя и номер мобильного телефона. Позвонил, представился, спросил, почему не остались на месте и не вызвали ГАИ, на что услышал, что виновник ДТП уж очень куда-то торопился, на важную встречу.
Договориться полюбовно я был не против и предложил в качестве компенсации 900 рублей, пообещав, что если от этой суммы будет остаток, то я его верну. Ответ меня поверг в недоумение: «А не много ли ты хочешь, дружок, за обычную вмятину на крыле автомобиля?» Причем это было сказано по-хамски.
Было понятно, что договариваться с такими персонажами – дело неблагодарное. Лучше вызвать ГАИ, пусть оформляют всё, как положено. Об этом я сообщил виновнику, после чего он ответил, что сведения о себе на месте аварии оставил, а это значит, что серьезно его не накажут, после чего положил трубку. Что ж, это его был выбор.
Инспектор ГАИ оформил ДТП, изъял записку с данными виновника аварии и сказал, что будет проведена проверка. И мне вот интересно, а записка на стекле машины с контактными данными водителя – виновника аварии поможет избежать строгого наказания за оставление места аварии? Или он отделается легким испугом?»
Начнем с того, что должен сделать водитель, ставший участником дорожно-транспортного происшествия. Об этом говорится в п. 31 ПДД:
- немедленно остановиться и не предпринимать мер по изменению положения транспортного средства;
- включить аварийную световую сигнализацию;
- выставить знак аварийной остановки.
Если прочитать этот пункт, как и другие пункты ПДД, до конца, то про возможность оставления записки на автомобиле потерпевшего со своими персональными данными и оставлением после этого места аварии вы ничего не найдете. Совсем. Это означает, что как минимум п. 31 Правил нарушен, а Правила – это закон.
Частью 2 статьи 18.16 административного кодекса за оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, в случаях, когда это запрещено, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 25 базовых величин (от 200 до 1000 рублей) или лишение прав до двух лет. То если «или-или».
Как показывает практика, если виновник аварии в полной мере не осознает свою вину или пытается выкручиваться, придумывая разные небылицы, то перспектива стать на время пешеходом становится весьма очевидной. Но это еще не всё. Ведь мы пока говорим только об оставлении места аварии.
За саму аварию виновник будет привлечен к ответственности по ч. 12 ст. 18.13 КоАП: «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения».
Тут тоже «или». Но по совокупности, даже если ГАИ ограничится только штрафами, финансовое наказание выйдет весьма серьезным. А если при этом еще «дурить голову» инспекторам, то, как вы понимаете, на выходе, скорее всего, получится «пешеход + штраф».
«А что же записка?» – спросите вы. А вот за нее инспектора ГАИ скажут спасибо, что облегчили их работу.
Кто-то может сказать, что умысла скрываться не было, ведь оставил же данные о себе, то есть не скрывался никуда, но фактически место аварии оставлено, а ПДД предписывают иное, так что факт нарушения в виде оставления места ДТП налицо. Плюс сама авария.
Тут также следует добавить, что Административный кодекс содержит четкий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность виновника (ст. 7.3 КоАП), а вот перечень смягчающих обстоятельств никаким перечнем не ограничен (ст. 7.2 КоАП), и, как гласит данная норма, «суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье».
Так что почему бы записке на поврежденном автомобиле не быть таким обстоятельством? При признании вины, способствованию административному процессу, готовности возместить ущерб она может таковым «оберегом» от лишения прав и стать.
Но в нашей ситуации с готовностью возместить вред есть вопросы, поэтому записка так и может остаться просто запиской. И не более того.