Не так давно одна из страховых компаний в России совместно с сервисом по проверке и подбору автомобилей провела любопытное исследование: в результате него выяснилось, что почти половина россиян считает свою машину членом семьи. Как с отношением к авто обстоят дела в нашей стране, доподлинно пока неизвестно, но по крайней мере одна иномарка, о которой мы расскажем в этом материале, совершенно точно давно перестала быть для владельцев лишь средством передвижения.
Речь пойдёт о 38-летнем Volkswagen Passat B2. Вот уже почти три десятка лет машина находится в одной семье. Возможно, совсем скоро авто будет возить представителей её четвёртого поколения!
Начало истории
— Этот автомобиль моему деду Борису пригнали из Германии в далёком 1997-м, — говорит Павел, нынешний собственник VW. — Семья у нас большая, поэтому выбиралась вместительная, надёжная и, что немаловажно, экономичная машина. Универсал 1987 года выпуска на момент приобретения пробежал около 100 тысяч километров. Состояние его было неплохим, разве что левая сторона, видимо, где-то притёрлась и оказалась не очень качественно покрашена.
— В авто установлен турбодизельный двигатель объёмом 1,6 литра — предшественник легендарного 1.9 TDI. В те годы дизельные моторы только начинали ставить на легковушки — скажем так, тестировали. Работает силовой агрегат в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач, что для 1980-х было редкостью: в основном автомобили тогда оснащались ещё «четырёхступками». На ручке переключения передач на месте пятой находится буква Е, что, судя по руководству по эксплуатации, означает economical. Иными словами, движение на этой передаче позволяет экономить топливо. Комплектация в машине простая. Из необычного разве что атермальные стёкла с голубоватым оттенком и кожаные элементы в отделке салона.
— Но, скажем прямо, в 1990-х подобная иномарка была роскошью, далеко не каждый мог себе такую позволить. Почти сразу дедушка купил гараж, чтобы хранить в нём свой автомобиль. Эксплуатировался «Пассат» часто, на нём ездили за границу в том числе. Кстати, на этом авто меня из роддома забирали!
— С выходом на заслуженный отдых дед использовал машину в основном лишь для поездок на дачу и на рыбалку. В общей сложности проехал он на «Пассате» за 23 года владения им около 170 тысяч километров. При этом никаких глобальных ремонтов за всё это время авто не видело. Дедушка выполнял только базовое обслуживание: менял масло и фильтры. И ни разу иномарка его не подводила, никогда ничего в ней не ломалось!
Укрощение строптивой
— В 2020 году дедушки не стало, его машина перешла ко мне. Сложно объяснить, но было ощущение, будто принимать нового хозяина автомобиль не намерен. Как иначе объяснить тот факт, что буквально сразу в авто, в котором всё всегда было исправно, сломалась педаль сцепления, а потом и тросик порвался? Спустя некоторое время кто-то камнем разбил боковое стекло, благо повредил только его… А потом я и вовсе не обнаружил своей иномарки на оставленном месте — как оказалось позже, её эвакуировали. Чтобы вы понимали, все эти события происходили одно за другим буквально в течение пары первых недель моего владения машиной!
— И всё же мне удалось её приручить. Я решил провести первое глобальное ТО «Пассата»: перебрал всю подвеску, поменял сайлент-блоки (к слову, все они были ещё заводскими). Установил новый обвес, заменил амортизаторы, подушки двигателя, ремень ГРМ и комплект сцепления с выжимным подшипником. Колёса обул в новую резину и оригинальные диски с 1980-х годов. А ещё купил новые передние сиденья (старые пришли в негодность), установил в салоне магнитолу с блютусом, колонки и сабвуфер — всё-таки я молодой парень и люблю хорошую музыку.
— В прошлом году я обновил ЛКП по левой стороне — той, что была некачественно покрашена. Нашёл хорошего специалиста, который перекрасил крылья, дверцы и крышку багажника. Остальные кузовные элементы «Пассата» по-прежнему в родной краске. Пороги в авто целые, а днище ещё в заводском антикоре. На подъёмнике по низу машины хорошо виден распыляемый герметик. Тогда его ещё наносили по всему днищу, а не только вдоль швов, как в современных китайских экземплярах. Нигде нет и намёка на коррозию!
— Вы спросите: «Как же иномарка так хорошо сохранилась до наших дней?» Всё просто: в Беларуси она не видела ни одной зимы! С ноября по апрель дедушка прятал «Пассат» в гараже. Я в свою очередь так же берегу этот автомобиль и не эксплуатирую его в зимний период.
Поездки, фестивали и… съёмки в кино!
— В тёплый сезон я на этом авто активно путешествую по Беларуси. В первую поездку на «Пассате» мы с моей будущей невестой отправились на Заславское водохранилище. Ночевали прямо в машине: после снятия заднего сиденья в неё поместился полноценный двуспальный матрас.
— Такой формат отдыха нам очень понравился, и мы решили заняться кемпингом. Закупили необходимое походное оборудование: палатку, матрасы, спальные мешки… Я установил рейлинги на автомобиль, а ещё приобрёл автобокс на 520 литров. И мы начали изучать нашу страну на авто. Побывали уже во всех областях Синеокой. По лесам, по полям — везде «Пассат» проходит без проблем, несмотря на то, что машина достаточно длинная и всегда под завязку загружена. Расход в 5—5,5 литра на «сотню» тоже, несомненно, радует.
— Однажды мы решили отправиться на автомобиле в Санкт-Петербург. А почему бы и нет? Почти 1 000 километров преодолели за 13 часов. Добрались до места назначения на одном баке, который, к слову, вмещает 60 литров топлива. Двигались мы по трассе с крейсерской скоростью — около 100 км/ч. Да, «Пассат» с лёгкостью разгоняется и до 130 км/ч, ещё и запас мощности при этом чувствуется! Только вот на большой скорости в машине такой гул стоит, словно она на взлёт идёт! В общем, «сотня» для этого авто вполне комфортна, а «наваливать» не стоит.
— После этого на «Пассате» мы ещё ездили в Смоленск. А в прошлом году загорелись идеей отправиться на автомобиле в Карелию. В машине я был уверен, но перед такой длительной поездкой всё же решил подстраховаться и заехал на диагностику. «Замечаний нет!» — отрезали на СТО после осмотра иномарки. Тогда мы с друзьями под потолок загрузили её, заправили полный бак и отправились навстречу приключениям и незабываемому отдыху!
— И всё прошло отлично! Старенький «Пассат» не подвёл! Общая протяжённость поездки составила около трёх тысяч километров. По моим подсчётам, мы потратили примерно 450 рублей на топливо. На четверых — это копейки!
— Я также неоднократно участвовал в фестивале VAG Weekend. А в 2021 году принимал участие в мероприятии Volkswagen. Было официальное представление нового рестайлингового VW Passat В8, и организаторы решили собрать в одном месте все поколения «Пассатов». Так вот, вторую генерацию тогда представлял мой автомобиль. Был и очень интересный опыт съёмок в кино. Мой Passat засветился в российском фильме «Федя. Народный футболист» (2024), он участвовал в сцене создания аварийной обстановки на дороге. За рулём находился каскадёр, другой перебегал улицу и едва не попал под колёса авто.
— За время владения я проехал на «Пассате» около 50 тысяч километров. Сейчас одометр иномарки находится на отметке в 323 тыс. км. Нареканий насчёт работы машины у меня нет, техосмотр она ежегодно проходит с первого раза и без вопросов. Да, мотор немного «поджирает» масло, но это нормально для такого двигателя. А вообще, подобные старые экземпляры обладают каким-то чудесным свойством самопочинки. Вот начинает что-то поскрипывать, поездил ещё немного — и всё, само по себе скрипеть перестало.
— Ну а в противном случае разобраться с недочётами в работе авто не составит труда. Автомобиль максимально простой: ключом на 17 мм можно всю подвеску перебрать. Детали по технической части на эту модель тоже найти не проблема: её платформа схожа с базами популярных VW Passat B3 и В4, а также VW Golf ll.
Самый верный «Крокодил»
— Есть много желающих выкупить у меня автомобиль. Даже будущий тесть каждый раз при встрече говорит: «Надумаешь продавать — ты знаешь, кому позвонить!» Но мыслей о расставании с машиной у меня нет. Это наша семейная ценность, очень много воспоминаний и приятных моментов у меня связано с авто, а ещё для меня оно весьма дорого как память о дедушке. И я бы очень хотел передать своим детям эту машину в достойном состоянии.
— Потому на «Пассат» у меня большие планы. В будущем хотел бы заменить двигатель на более мощный и современный 1.9 TDI. Следует усовершенствовать салон: перешить его в один цвет, подшить потолок и установить металлический руль с гидроусилителем, найти оригинальную магнитолу, а также сделать шумо- и виброизоляцию. К слову, последним вопросом я уже вплотную занялся. Ну и желаю довести кузов до идеального состояния. Всё-таки езжу я много — кое-где на ЛКП имеются сколы и царапины…
— В грядущем сезоне я планирую продолжить изучать Беларусь на авто — у нас в стране есть куда съездить! Ну а главное событие предстоящего лета — моя свадьба. И в ЗАГС мы с невестой отправимся, конечно же, на нашем «Пассате»! К слову, вполне возможно, что на нём же я вскоре вновь поеду в Карелию: имеется у меня идея устроить там мальчишник.
— Мы с моей будущей женой мечтаем жить за городом. В перспективе я бы хотел приобрести электрокар для ежедневных поездок. Ну а дедушкин «Пассат» навсегда останется моей любимой первой машиной и отдушиной… Это наш самый верный «Крокодил»!