Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Жителей Брестского района трижды привлекли к ответственности за бесчеловечное обращение с животными

С 2015 года в Уголовном кодексе Беларуси действует статья 339-1, которая предусматривает наказание за жестокое обращение с животными. Подобные истории, как правило, вызывают большой общественный резонанс. Но что движет теми, кто причиняет мучения заведомо слабейшим?

«Вечёрка» поговорила о нескольких подобных делах с заместителем начальника первого следственного отделения Брестского межрайонного отдела Следственного комитета, майором юстиции Алексеем Петросюком.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Один из случаев произошел в агрогородке Клейники Брестского района. Мужчина, предварительно выпив со своим соседом, решил выяснить отношения с его питомцем – котом. Тот якобы периодически ловил и ел цыплят сельчанина. Способ избавиться от животного мужчина выбирал недолго – схватил кота за лапы и ударил несколько раз о землю, однако этого ему показалось мало, и он ударил его еще несколько раз головой о кирпичную стену дома. Все происходило на глазах изумленных соседей, которые безуспешно пытались вразумить человека. После четырех ударов кот погиб.

Первоначально мужчина объяснял правоохранителям, что не считает свои действия преступлением, а животных он убивает не так уж и редко. Когда хочет приготовить себе курицу на ужин, например. Разницы между этими действиями он не видел или не хотел видеть. Тем не менее, в ходе следствия сельчанин раскаялся и признал, что мстить коту за его природные инстинкты подобным образом – это, мягко говоря, ошибка.

Еще одна история имела место в деревне Новые Лыщицы. И снова в центре событий оказался подвыпивший мужчина, решивший избавиться от потомства своей кошки. Троих котят он положил в пакет и отправился к ближайшим деревьям. По пути его встретила местная детвора, которая быстро смекнула, к чему все идет. Ребята уговаривали мужчину отдать котят им, но тот только матерился в ответ и на просьбы пощадить животных не реагировал. Более того, бить пакетом с котятами о дерево он решил прямо на глазах у детей. Показательно, что в обоих случаях правонарушители являлись здоровыми психически людьми, не были ранее судимыми, а соседи и родственники отзывались о них вполне нормально. За свои действия они были наказаны штрафом.

Самый недавний эпизод случился уже в августе этого года в Чернавчицах. Подвыпивший мужчина дожидался дома свою сожительницу, злился, что та задерживается. Дома вместе с ним находился восьмимесячный щенок среднеазиатской овчарки. Женщина купила его совсем маленьким за 500 рублей, оформила все необходимые документы и регулярно ухаживала за псом, выгуливала и играла с ним. Хозяина эта близость между женщиной и собакой раздражала. Он считал, что ему дама сердца уделяет недостаточно внимания.

В тот злополучный вечер эта злость выплеснулась и привела к печальным последствиям. Мужчина устроил скандал, ругал подругу на чем свет стоит, но тут собака начала рычать. А когда он подошел ближе, та залаяла, стремясь защитить хозяйку. Разозлившись, сельчанин ушел и вернулся в комнату с кухонным ножом. Женщина закрыла собой животное, но мужчина улучил момент и ударил его в заднюю часть туловища. Прибывшие сотрудники милиции и следователь помогли хозяйке доставить пса к ветеринару, но операция не помогла – собака скончалась в тот же вечер. Отметим, что она никогда не проявляла агрессии к людям. Домашний питомец стал жертвой стремления мужчины причинить моральную боль своей сожительнице, сильно привязанной к собаке.

– В случае, если обвиняемый ранее не привлекался к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, подобные преступления наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами, или арестом, как следует из части 1 статьи 339-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь. При этом, если правонарушение совершается повторно или группой лиц, то применяется часть 2 той же статьи. Тогда преступнику грозит лишение свободы на срок до трех лет, – пояснил Алексей Петросюк.