Снег сошел, везде асфальт, но все равно ездить быстро опасно. Объясняем почему
Зима если не покинула нас окончательно, то точно потеряла бдительность: плюсовая температура и дожди сжирают снег на глазах. Вот и на дорогах уже виднеется асфальт. Можно "нажимать"? Но этого как раз не стоит делать – причин для осторожности предостаточно.
Когда кажется…
Кажется, что уже асфальт, стабильный "плюс" днем, а значит, хороший "зацеп", поэтому можно ехать смелее в поворотах, позже тормозить, небрежнее обращаться с педалью "газа". Кто-то назовет это "летним стилем вождения", хотя многие заметят, что нет "летнего" и "зимнего" стилей: управлять автомобилем надо всегда максимально мягко и плавно – это и будет самый эффективный способ. Ну а чтобы это было еще и безопасно, при выборе скорости, дистанции и траекторий просто надо в комплексе учитывать все условия: погодные, дорожные, окружающую обстановку.
Но с этим как раз и случаются проблемы. Кажется, что сцепление шин с дорогой уже надежное и стабильное, прямо как летом, но часто это далеко не так. В конце зимы – начале весны дороги очень непредсказуемы по части сцепных качеств, и тому есть сразу несколько причин.
Песок как ролики
Характерная для данной поры года особенность дорог – на них много песка и соли. Особенно вне накатанной колеи, траектории. На этом мусоре автомобиль скользит как на роликах, так что по сцеплению такие участки могут быть сопоставимы со снегом. Опять же больше всего проблем на таком покрытии возникает в повороте или в момент торможения.
Лужи с "сюрпризами"
Мы уже неоднократно писали о том, что лужи следует либо объезжать, либо проезжать на небольшой скорости по прямой. Причина не только в том, что брод может оказаться глубже, чем кажется, а это риск аквапланирования и потери видимости из-за залитых водой окон. Под водой вполне может скрываться яма, что также характерно для весенних дорог. Так что по возможности избегаем таких мест.
Можно поскользнуться
Околонулевая температура означает постоянные колебания, переходы из "минуса" в "плюс", а значит, риск того, что влажный асфальт местами может подмораживать, на поверхности будет появляться корка льда, на которой можно поскользнуться при прохождении поворота или в момент торможения. Причем здесь наибольший риск представляет вероятность того, что колеса окажутся на разном по своим сцепным качествам покрытии – в итоге автомобиль может резко изменит направление или уйти в занос. Вот вам и сухой асфальт!
Учитывайте шинный фактор!
За счет более мягкой резиновой смеси и тщательно спроектированного протектора с тонко нарезанными ламелями зимние шины работают лучше, чем летние, на снегу и на льду. Что же касается асфальта, то здесь не все так очевидно. По сравнению с летними шинами пятно контакта может быть меньшим, а чрезмерная эластичность блоков протектора может сказаться на надежности сцепления с покрытием.
Также заметим, что с ростом температуры ситуация будет только усугубляться, а при стабильном плюсе летние шины на асфальтовом покрытии будут работать лучше. Почему же тогда их рекомендуют использовать, лишь когда среднесуточная температура поднимается выше +5..7°С? Как раз по причине, указанной выше: при положительной, но околонулевой температуре есть риск обледенения дороги. К тому же при понижении температуры летние шины теряют эластичность за счет иного состава резиновой смеси.
Так что "легкий плюс" – это достаточно сложные условия для работы как летних, так и зимних шин, особенно если это мягкие "скандинавские" модели. А вот "европейские" как раз будут работать лучше: у них более жесткий состав, более подходящий для асфальта протектор. И как раз в таких условиях неплохо себя покажут "всесезонки". В свое время мы проводили сравнительные тесты этих двух типов шин, и как раз в асфальтовых дисциплинах всесезонные модели оказались достаточно сильны.
Наш вердикт
Даже на чистом и сухом асфальте нужно учитывать, что зимние шины могут вести себя специфически, а на весенней дороге покрытие часто не бывает сухим, тем более чистым. Проблема как раз в возможном неравномерном сцеплении колес с дорогой, что следует учитывать при выборе скорости, изменении направления движения. И конечно, многое скажет внешний вид дороги, а также текущие погодные условия. Если соблюдать элементарную внимательность и анализировать ситуацию, скользкие участки на застанут врасплох.