Этому автомобилю уже более 70 лет. Тем интереснее, что все это время он провел в Беларуси и до сих пор сохранился в состоянии, близком к оригинальному. Но время не щадит, поэтому не обошлось без появления в машине некоторых современных элементов.
Подробнее о BMW 340 рассказал Автобизнесу его владелец Григорий:
"Вся жизнь автомобиля прошла в Заводском районе"
– Этот BMW 340 выпущен в 1950 году. История гласит, что первым его собственником был заместитель одного высокопоставленного чиновника. Он приобрел авто новым. Вся жизнь машины прошла в Заводском районе Минска. Позже она досталась сыну этого человека, с которым на одной из выставок, по-моему, это было в Риге, познакомился мой отец.
Так сложилось, что владелец BMW умер и единственным человеком, который мог распоряжаться имуществом, осталась его пожилая мама. Она просила моего отца забрать эту машину и дать ей денег на лекарства. Так автомобиль попал к нам. Это было примерно в 1998-1999 годах.
Перед этим машина с середины 1980-х стояла в гараже, так как у нее был заклинивший двигатель. Мы ее вытащили оттуда, привезли к себе в гараж и два года потратили на реставрацию. С тех пор она продолжает свою жизнь в нашей семье и поддерживается в максимально стоковом состоянии. Благо с автомобилем досталось большое количество запчастей.
Много было моторов, коробок, головок – машина была по самую крышу завалена запчастями. Все это мы забрали и храним.
"Оригинальные сиденья рассыпались в труху"
Что-то дорабатывалось, что-то по понятным причинам видоизменялось. Первое, что бросается в глаза, – это салон. Оригинальные задние сиденья были в печальном состоянии. Когда мы сняли с них обшивку, чтобы заняться восстановлением, все рассыпалось в труху. Отец не особо хотел возиться, зато у него был диван от Rover 620. Он взял спинку, вставил ее сюда – вошла просто идеально. Подогнали "седалище", и папа говорит: "Все, я поехал на "разборку" за передними". Только подголовники сняли, чтобы не бросались в глаза. Так временный вариант застрял на 20 лет.
Элементы под дерево в салоне – это тоже папино ноу-хау. Изначально они были черными.
В принципе выглядит этот вариант неплохо, подобные вещи я видел в проектах европейских реставраторов, что позволяет предположить наличие такого декора в некоторых более поздних заводских вариациях.
Обшивки дверей также переделывались по оригинальным лекалам.
На момент реставрации было не очень много вариантов восстановления хрома. Можно было сделать бамперы в России, но обошлось бы это очень дорого. Поэтому их просто покрасили. Есть еще пара бамперов в лучшем состоянии, которые лежат в коробке и ждут своего часа. А вот "клыков" нет. Все четыре – новодел из латуни, отлитый в формах, снятых с оригинальных деталей.
"Мотор старше машины"
Под капотом располагается шестицилиндровый двухлитровый рядный двигатель с двумя карбюраторами Solex. Электросистема переделана с 6 вольт на 12, соответственно стоят другие бобина и генератор, а также стартер от BMW E30.
Сам мотор старше машины. При сборке использован блок от BMW 326. Можно было собрать и на "родном", но, видимо, на момент дефектовки этот оказался лучше. Он также достался с автомобилем.
Машина интересная и в целом простая. Задняя подвеска торсионная: два продольных торсиона и одна поперечная рессора от колеса до колеса, проходящая через балку. Амортизаторы спереди и сзади рычажные.
Полы деревянные до центра машины, то есть передняя часть, грубо говоря, от хвостовика коробки передач до "колокола", разборная, что очень удобно при проведении каких-то профилактических работ или демонтаже КПП. Все это разбирается, снимается – неплохая конструкция.
Диски – проблема
Диски на автомобиле "родные", и это проблема, потому что кривые. В советское время они бортировались с помощью домкрата и монтировок, что привело к образованию "восьмерок" и неровностей обода. Из-за этого, когда разгоняешься до определенной скорости, возникает болтанка. Я не смог найти людей, которые привели бы диски в порядок, так как сталь никто не раскатывает. И это печально. А менять стилистику не хочется.
С резиной вопросов нет. Michelin делает ретропокрышки, их можно заказать. Есть советские аналоги от "Нивы", которые полностью подходят по размерности и являются самыми доступными. Именно такие мы и использовали, поскольку в момент реставрации привезти что-то из Европы еще было сложно. Сейчас намного проще, и было бы круто поставить на машину "родную" резину.
"С "расходниками" ничего сложного"
С запчастями и "расходниками" ничего сложного. Система фильтрации масла переделана при помощи переходника на современную, стоит обычный фильтр. Масло 15W-50, можно залить и 10W-40. Опасения вызывает только 92-й бензин. Изначально мотор проектировался под работу на 66-м, поэтому, естественно, была изменена степень сжатия, сфрезерована головка блока, но чем это закончится – непонятно.
С завода, как и на многих машинах тех лет, устанавливался воздушный фильтр масляного типа. Он был многоразовым, промывался, в него заливалось свежее масло. В этой конструкции пыль и оседала. Но она архаична и была удалена, судя по всему, еще прошлым владельцем. Когда занимались восстановлением, у отца не получилось подобрать подходящий фильтр. Были попытки использовать фильтры от "жигулей", но ничего хорошего из этого не вышло. С ними работала машина ужасно.
Тогда под руку попались "нулевики", с которыми автомобиль отъездил 18 лет. Пару лет назад я "уперся" в оригинальный вид и стал подбирать радиальные фильтры. Долго изучал каталоги и в итоге узнал, что сюда подходит фильтр от Toyota Supra с трехлитровым двигателем. Он встает идеально через уплотнители. Хорошо фильтрует, да и вид подкапотного пространства благодаря этому более аутентичный.
"Вложено не так уж и много"
За 20 лет эксплуатации BMW 340 снимался в кино, участвовал в рекламных акциях. Все это позволило вернуть потраченные на реставрацию деньги. К слову, вложено не так уж и много.
Пробег этой машины сегодня достоверно установить невозможно, та как одометр сломан. Но "побегала" она прилично. Большой плюс этого экземпляра в том, что до нас он был в одних руках и поддерживался максимально в стоке.