Мотоциклы Jawa, Иж, «Минск» и «Урал» — на слуху у почитателей мототехники, выпущенной в странах соцлагеря. Венгерская Pannonia на этом фоне кажется чем-то неизвестным, даже диковинкой, хотя в своё время считалась желанной «иномаркой». Позволить себе образец данного бренда могли единицы, а сейчас сохранившиеся экземпляры превратились в заветную цель коллекционеров и настоящих фанатов мототранспорта. Av.by рассказывает, как белорус приобрёл байк за 50 долларов, но только через несколько лет осознал его значимость.
«Купил за $50, а истинную ценность понял спустя годы»
Pannonia, или «Паннония», — это марка мотоциклов, выпускавшихся венгерским комбинатом «Чепель» с 1956 по 1975 год. Экземпляром первого поколения (таких произвели партией всего три тысячи штук, по некоторым источникам — не более 30 тысяч) владеет белорус Андрей.
— Начнём с того, что с 1995-го я увлекался автомобилями — в основном «Победами» и «Запорожцами». Почему-то друг привил мысль, якобы всё, что между ног, — не настоящий транспорт. Время шло… В один из дней я копался в гараже с машинами и после решил прогуляться к другу, пройти через один пролёт. Попутно увидел: один из гаражей открыт. Там находился человек, он убирал мусор внутри, подготавливая помещение к продаже. Мне стало интересно, и я заглянул к хозяину.
— Осматривая гараж, я увидел в дальнем углу какую-то груду мешков, из-под которых выглядывало колесо байка. Деньги у меня тогда с собой были. Спрашиваю: «Продаёте мотоцикл?» Тот в ответ: «Продаю!» В итоге сошлись на 50 долларах — решил взять двухколёсную железяку. Думаю, пускай будет! Одним словом, купил не глядя. Только после того как передал деньги, владелец показал транспорт. Парень уточнил, что это отцовская «Паннония», простоявшая в гараже 38 лет. Когда технику там обнаружили, родственники решили от неё избавиться.
— Pannonia оказалась без фары и спидометра — всё снято. За два дня я отмыл мотоцикл и начал его доукомплектовывать: поставил фару с ключом, спидометр. Уже тогда запчасти отыскать было сложно, но повезло подобрать эти компоненты.
— Реставрировать байк не планировал, а про него узнал, только когда стал читать про Pannonia TL250/T (TLT). Почему заинтересовался? Увидел табличку — стало любопытно, что за зверь такой. Накопал в интернете, мол, в 1956 году «Чепель» переименовали в «Паннонию» и начали производство мотоциклов под новым брендом. Они сильно отличались от предшественников: новая вилка, передовые на тот момент технологии… Достоверные данные в Сети находятся с трудом. Тем не менее известно, что первая Pannonia выпускалась с 1956 по 1957 год — изготовили 3 000 штук, — отмечает Андрей. — В тот момент до меня стало постепенно доходить, какая колоссальная ценность у этого мотоцикла.
Название модели расшифровывается следующим образом: T — телескопическая передняя вилка, L — маятниковая задняя вилка, T — герметичный кожух цепи.
Принялся искать запчасти и такие же модели — и нигде на постсоветском пространстве не нашёл ни одной!
— Номер рамы и двигателя у моей Pannonia одинаковый — 0332 с конвейера! Получается, что это вообще первая тысяча из всей партии. Вот так у меня появился раритет, купленный всего за $50.
«Стрелка спидометра идёт справа налево, а в баке — бардачок»
— Моя «Паннония» в исполнении de Luxe — их ещё меньше. Когда я изучал матчасть, то встречал фотографии мотоциклов в цвете морской волны или бордовом. «Делюкс» — это чёрная версия с ручной росписью в виде красных полосок. Знакомые почему-то решили, что кузов перекрашен. Согласно прочитанному мной, часть байков брали окрашенными с конвейера и стилизовали под экспорт (de Luxe).
Здесь целиком и полностью родное ЛКП. Мало осталось Pannonia, где оно сохранено.
— А какие ещё особенности есть у мотоциклов марки?
— Например, коробка передач показывает, какая скорость включена. В топливный бак встроен «бардачок». Вообще, в мототехнике такое встречается, однако у «Паннонии» только первая генерация его имела. Очень крутой и редкий девайс!
— Первое поколение марки почти никто не знает. Могу судить по тому, как я ищу запчасти: люди не понимают, о чём я говорю. Догадываются только после объяснения, что это Pannonia TLT 250, которая ещё наполовину «Чепель».
— Из других особенностей — «девятнадцатые» колёса. Хромированные диски не найти! К сожалению, у меня есть только один — почти новый. У большинства Pannonia фонари — так называемый банан. Здесь шёл не пластмассовый, а металлический.
— Была проблема с карбюратором. Стал искать на замену — ничего нет. Попадались только похожие, но не такие… В итоге пришлось элемент снять, разобрать и перебрать, после чего отдать в «токарку». Уже были «заколхожены» все штуцера, поэтому мне всё установленное железо заменили на латунные и медные комплектующие.
Все шайбы и штуцера переточили, поплавок я запаял, и только так карбюратор заработал.
— Естественно, когда я вник во всю «кухню» модели, то передумал реставрировать. Опытные люди отговорили: мол, решишься продавать — знающий покупатель оценит оригинальный вид.
— У «Панноний» в рестайлинге чёрный спидометр, а здесь белый. Передний щиток металлический, а не пластиковый. Кстати, у всех моделей бренда стрелка идёт справа налево — известная «фишка». Следующие версии по большей части были похожи.
— Из неродных деталей здесь задний фонарь. Он от какого-то другого советского мотоцикла — но один в один! Самая большая проблема — глушители, которые стоят от «Вишнёвки» (Jawa 350). Родные должны быть перьевые, окрашенные в цвет кузова, чем-то схожие с деталями Иж-49. К сожалению, глушителей не существует нигде — даже намёка нет. Если дойдёт до реставрации, то придётся делать самостоятельно или переделывать.
«Отреставрированная Pannonia будет стоить около 7—8 тысяч долларов»
— Pannonia имела свою кличку — «Воронёный конь», а также прозвище «Венгерская ворона» (за крылья на эмблеме. — Прим. авт.). Мотоцикл похож внешне на породистого скакуна, плюс при изготовлении применялось качественное железо. Конечно, классику вроде Ижей, Jawa и «Минскачей» знали все, а «Паннонию» считали иномаркой.
— Настоящий пробег этого экземпляра никто не знает: сколько раз обнулялся счётчик — тайна. По технической части тоже сложно оценить, потому как в СССР обслуживание было кустарным. Предполагаю, поездил байк прилично: резина уже не родная, глушители другие и тоже уже «попаленные». Странно, что мотоцикл выжил.
Двигатель, насколько я понимаю, никогда не «кололи» и не разбирали. Всё в том состоянии, в каком и куплено.
— Приценивались, сколько будет стоить такая Pannonia?
— Вопрос на самом деле очень сложный. У меня была история после первого сезона, когда я с мотоциклом поработал и даже поездил на нём. Потом поставил в гараж. Один знакомый белорус предложил продать его, и я решил, что идея неплохая. Предполагал на тот момент выставить байк за тысячу долларов.
Приехали люди из питерского музея с желанием забрать мотоцикл, но я им не озвучил сумму, а сказал, во сколько мне обошлась Pannonia. Почему-то белорусский посредник решил мне дать всего на $100 больше моей покупной стоимости, то есть 150 «баксов», представляете? Естественно, за такие деньги я им даже не хотел показывать мотоцикл. Но приняв во внимание тот факт, что человек приехал из Санкт-Петербурга, всё же позволил взглянуть на байк.
— На тот момент я был готов продать его им за $1 000 — и это крайняя цена. Они облизнулись и уехали. Но сейчас сумму можно умножать на два-три минимум! Отреставрированные «Паннонии» пару лет назад продавались по $5 000. Думаю, что такую никто не найдёт. Если приложить руки и восстановить мой мотоцикл, то он будет оцениваться уже ближе к 7—8 тысячам долларов. С другой стороны, и вложить сюда придётся прилично.
— Задний фонарь пока реально найти. Глушители в Польше продаются только от «Явы» — можно снять с них «колени» и дальше делать самостоятельно. В любом случае это будет уже полностью ручная работа.
Внутренности для мотора на европейских барахолках ещё отыщутся, и они относительно недорогие. Конечно, ценник зависит от запросов человека. Главная надежда на то, что в Венгрии до сих пор сохранился запас комплектующих в личных коллекциях.
— Двигатель здесь хороший, хотя и не скоростной — тяга у него как у дизеля. С низов тянет отлично! В отличие от тяжёлых Ижей, «Паннония» очень лёгкая и управляемая. Учитывая, что мотоцикл никто не делал, у него много нюансов. Где-то втулка разбита, что-то может постукивать… Надо отдать должное старому байку и закрыть глаза на многое. Тем не менее верхом на нём чувствуешь себя классно — переполняют эмоции оттого, что прикасаешься к истории.
— Правила сохранения у меня общие — как для любого старого мотоцикла: сухой гараж, поменьше солнечного света, а также ежегодно необходимо проворачивать двигатель, заводить его и пару километров проезжать. Стараюсь оставлять топливо в баке, чтобы он не ржавел.