Недавно автомобильный блогер Дмитрий Новицкий отправился из Минска в Испанию на Peugeot 106 1993 года выпуска. За эпоху коронавируса парню надоело сидеть на одном месте, хотелось к морю. Желательно еще не потратив при этом круглую сумму денег. Вместо билетов на самолет он купил дизельный Peugeot, которому скоро 30 лет, подготовил его к путешествию — и поехал.
За компанию с собой он взял старшего сына. Не часто встретишь человека, готового отправиться в авантюрную поездку на 3-метровой машине преклонного возраста.
Журналисты Onliner передают микрофон Дмитрию Новицкому:
Что нужно брать с собой?
В первую очередь нужно брать машину в хорошем состоянии: родной пробег на момент покупки был 88 000 км. Peugeot 106 1,4 diesel покупали новой в 1993 году в семью новополоцкой интеллигенции. И всю жизнь на ней ездила женщина, но только летом. Поэтому она плакала, прощаясь со своим автомобилем: к Peugeot прикипела душой. Перед путешествием поменяли ремни, колодки, термостат и многое другое. Также на крышу поставили кофр, куда уместили пищеблок: газовую плитку, набор походной посуды и другое. Взяли раскладные стульчики — и поехали!
Хотел показать сыну море
Поехал я с сыном: давно хотел показать ему море. Пять лет человеку — самое время начинать активные путешествия. Родная Беларусь, граница, Польша — и первый шок от Белостока. Я помню этот город 20 лет назад, и он был ни о чем. А сейчас заметно, что есть и деньги, и культура, и архитектура. Гданьск, Берлин, далее в сторону Нюрнберга — мы ехали не спеша, по бесплатным дорогам. На машине мощностью 50 л. с. смысла платить за автобан нет, все равно твоя крейсерская скорость около 90 км/ч. Зато и расход около 4,5—5 л / 100 км. Так много, потому что был ураган. В безветренную погоду 1,4 diesel просил не более 4 л / 100 км. Спали мы либо у друзей, либо в машине. Инициатором сна в автомобиле был сын: мол, папка, ты что, не настоящий путешественник? Вроде настоящий: значит, спим в машине. Не сын, а кремень!
Но на границе со Швейцарией случилась катастрофа. Мотор начал расходовать антифриз! Все, приехали? В бюджете не было денег на ремонт двигателя по швейцарским расценкам, поэтому я принял решение ехать дальше, просто доливая воду. Ослепила своей красотой Швейцария, и как только заехали в Италию, сразу стало понятно: вот он, дивный теплый мир. Ходить в майке — это круто. Но нервы были на пределе. Доедем или нет? Дотянет ли мотор? Расход воды был примерно литр на час работы, на щупе — водяная эмульсия. Но мы все равно заехали в Монако. Было не совсем по дороге, но сын научился играть в карты — так я решил показать ему казино, замотивировать. Если уже начал играть — так вот, смотри, куда стремиться.
Хотя сломаться в Монако было страшно: с их расценками пришлось бы продать дом под Минском, чтобы расплатиться за эвакуацию и ремонт. Но Peugeot тарахтела, ехала. В Ницце Дима из поселка Щорсы поменял масло, чтобы мотору было легче. Дима, если ты читаешь эту статью — спасибо большое! И вот так через Ниццу мы добрались до Испании. С учетом наших петляний получилось около 3500 км.
Сколько денег потратили?
Мало. Зеленая карта — 50 евро, одна ночевка в отеле — 50 евро, несколько закупок продуктами по 30—50 евро и топливо. На топливо ушло около 300 евро. Все «около», потому что я не из тех, кто все записывает в столбик, но по факту все путешествие Минск — Ллорет де Мар обошлось не дороже 500 евро. Покупайте дизельные машины и ночуйте у друзей!
Ремонт мотора
Отдых отдыхом, но мотор ремонтировать нужно. Благо у меня там живет брат и рядом с его домом есть гараж. С двигателем была дивная ситуация: расход воды есть, сизого дыма и пузырей в расширительном бачке нет. Поэтому сначала сняли и проверили все тройники и все места, где антифриз мог смешиваться с маслом. Поломок ни в одной детали не обнаружили. Делать нечего — заказываем динамометрический ключ, прокладку головки блока и болты. Все вместе стоило около 100 евро. Пришлось ждать доставку в испанскую деревню. Это сейчас я знаю, что Испания и «сроки выполнения заказа» — это разные вещи, а тогда я верил обещаниям «завтра-послезавтра» и ждал. Так прошла неделя, за ней другая…
Пока приехали запчасти, мы уже переехали в другое место. Без гаража. Поэтому начали искать мастера, который бы смог поменять прокладку головки блока недорого. На сервисе с вывесками и кассой за работу попросили 850 евро. Дорого. Один из местных гаражных мастеров попросил около 200—250 евро в зависимости от того, как пойдет. И началось… «Маньяна, параманьяна, транкила» — завтра, послезавтра. Мастер кормил меня завтраками месяц. В итоге я плюнул и с приятелем поменял прокладку сам, на заднем дворе автобазы. Все по классике: ветер, пыль, дизтопливо с маслом в лицо и так далее, и тому подобное. Старая прокладка с виду была нормальная, но после замены мотор перестал употреблять антифриз. Ура!
Не ура
Через день все началось по новой. По совету одного из подписчиков я купил и залил присадку от течи радиаторов — бинго, все наладилось! С тех пор проехал около 2000 км по Испании, расхода антифриза почти нет. Значит, либо трещина в головке блока, либо дело в колечках на гильзах мотора. У двигателя 1,4 специфическая конструкция с «мокрыми» гильзами, и антифриз, скорее всего, уходит в масло через колечки снизу гильз. В камеру сгорания он не попадает, а уходит на коленвал. Но это не важно: такая машина в Испании стоит около 800 евро, нет смысла дальше что-то разбирать и собирать. Либо сдать на свалку, либо ездить так. Вот я и езжу с присадкой.
Жена и младший
Потом из Минска прилетела жена с младшим сыном. И мы начали ездить на Peugeot 106 вчетвером. Иногда и впятером: друзей катали тоже. И самое главное, что я понял в этом путешествии, — размер автомобиля не важен. Двое взрослых, двое детей, детская коляска, сумки, вещи, кухонный блок — все уместилось. В тесноте да не в обиде.
У меня несколько автомобилей, есть с чем сравнивать, и это удивительно: если бы не ситуация с мотором, вообще все было бы идеально. А потом я начал ездить по Испании, думать, какую работу здесь найти, какой бизнес организовать — и во время этих поездок все время спал в машине. Но об этом — как-нибудь в следующий раз.