Вот уже пять лет Павел Мосько из агрогородка под Гродно строит свой автобизнес в родном посёлке. Когда-то бывший работник завода со среднестатистической зарплатой на свой страх и риск ушёл от социального пакета и открыл собственный шиномонтаж.
Целый год парень «переобувал» автопарк местного населения и близлежащих сельских хозяйств. Уже тогда планы у парня были большие: добавить услугу по заправке кондиционеров, а в будущем, возможно, даже открыть свою небольшую СТО. Помещению-то зачем пустовать!
В канун сезона весенней «переобувки» мы позвонили бизнесмену из села, чтобы узнать, как продвигаются его дела. Здесь, в городе, не каждому под силу удержать небольшой бизнес, а что уж говорить про населённый пункт, где местных жителей чуть за тысячу…
— Приезжайте! Я расскажу вам, как открыл магазин грузовых и легковых шин, — не без гордости ответил Павел.
И вот спустя пару дней мы мчались с фотографом в агрогородок Индуру. Какие шины выбирают местные пенсионеры, во что «обувают» свои фуры дальнобойщики и сколько нужно денег, чтобы поменять покрышки МАЗа, — в репортаже av.by.
У двери небольшой индурской шиномонтажки было очень многолюдно. В очереди на «переобувку» стояли и старенькие иномарки, и «Нива» — наверняка кто-то из местного руководства приехал. В небольшом боксе трудяги в спецовке умело надевали и снимали «чёрные и круглые». Повсюду стоял гул от заведённых автомобилей, работающего оборудования и людей, которые, ожидая свой черёд, обменивались последними новостями.
Павла Мосько мы застали в его небольшом кабинете.
— У вас, наверное, сезон в самом разгаре? — с ходу спрашиваем у местного предпринимателя.
— Да, он уже начался, но бывает по-разному. То нет никого, то вот так густо, как сегодня… Весенний сезон ведь отличается от зимнего: люди не спешат ехать на шиномонтаж. Кто-то ждёт выходных, кто-то — устойчивого тепла.
Прошлой осенью Павел Мосько решил не просто «переобувать» машины, но и продавать колёса. Говорит, пошёл на такой шаг больше для того, чтобы не терять существующих клиентов:
— Как ведь бывает? К тебе приезжают люди колесо заклеить. А там уже с внутренней стороны — шишка. Всё, колесо ремонту не подлежит. Его уже однозначно только под замену. Если его нет, человек просто едет в другое место, где покупает покрышку и сразу меняет. И вот чтобы не терять клиентов, надо иметь в наличии были хотя бы самые ходовые размеры.
В первое время Павел так и сделал — купил шины наиболее востребованных типоразмеров: 175/70 R13, 185/70 R14, 195/65 R15. Что касается брендов, то, конечно, это были в основном «китай» и отечественная «Белшина».
— Европейские марки спрашивают или уже сельский житель забывает про них?
— Спрашивать-то спрашивают, но когда заходит речь о стоимости, желание купить «европу» пропадает быстро. Чаще говорят: «Дайте самое дешёвое!» Из бюджетного, естественно, это «Белшина». Колесо в типоразмере 195/65 R15 стоит около 120 рублей. Дальше по цене будет идти хороший «китай» — 160 рублей. Из премиум-класса у меня в наличии есть только турецкая Lassa — 220 рублей за одну покрышку.
— Большой спрос на новые шины среди местного населения?
— Около 20 колёс в день примерно я продаю. И физлицам, и юрлицам.
— На каких марках местные чаще приезжают?
— Самые распространённые марки легковых авто — это Lada, Volkswagen и Geely.
Минувшей зимой Павел решил расширить ассортимент шин и добавил к ним ещё покрышки для грузовой и сельской техники. Правда, пока бизнес идёт нет так гладко, как с легковыми, но предприниматель уверен: скоро и тут наберутся нужные обороты.
— За четыре месяца я продал двадцать покрышек. Это нормально. Я же человек новый на данной стезе, меня ещё не все знают, — не теряя оптимизма, признаётся парень.
Здесь, как и в случае с колёсами для легковых машин, бренды в основном китайские:
— Европейской «премиалки» ввиду санкций стало меньше. А если она и есть, то стоимость её очень большая. Можно под заказ привезти и Bridgestone, и Michelin. Но мы ими не занимаемся, потому как весьма тяжёлый ценник — около 2 000 белорусских рублей. За четыре месяца их никто ещё не заказал!
— А во что «обуваются» здешние МАЗы?
— Местные МАЗы — в «китай». Часто покупают Greentrac. Этот бренд недавно зашёл на рынок и неплохо себя зарекомендовал. Цена выше средней, но полностью себя оправдывает. Если брать на прицеп самый ходовой размер 385/65 с нагрузкой 164, то одно такое колесо будет стоить 1 200—1 300 рублей. Есть и подешевле «китай» — марка Miragе. Например, за 1 000 рублей, однако качество уже не то.
— А из российских брендов есть что-то для грузовых?
— Недавно у «Камы» вышла новая линейка — они пока самые дешёвые, чуть меньше 1 000 рублей.
— Отечественные шины местные перевозчики берут?
— Для поездок по району — да. Для рейсов на дальние расстояния дальнобойщики их не ставят, потому что качество не то: покрышки не выхаживают километры так, как надо! Прицепные колёса «Белшины» стоят больше 1 000 рублей. Перевозчики в основном всё же выбирают «китай»!
— Павел, сколько надо иметь колёс на складе для удовлетворения спроса покупателей?
— В наличии — хотя бы десять, чтобы было что предложить клиенту. У меня же сейчас на складе больше сотни.
— Неплохо для сельской местности! Наверняка и вложения очень большие…
— Это весьма затратный бизнес. Покупалось здесь всеми возможными способами: что-то брал в долг, что-то в кредит, что-то просто под реализацию. Да и заработок невысокий, честно говоря, с них. Но в любом случае надо иметь колёса в наличии, чтобы не терять клиентов. А в их числе и местные сельские хозяйства, и владельцы фур… Есть и мелкие частники, которые возят зерно, свёклу…
— Паша, как ты можешь оценить свой бизнес с точки зрения прибыльности за последние годы?
— Конечно, дело это нелёгкое очень. Потока пока большого нет. Да и те, кто приезжает на грузовых машинах, покупают шины в рассрочку. Ведь чтобы «переобуть» МАЗ, нужно 10 000 рублей! Не у всех сразу есть такие деньги, вот и платят частями. К тому же у меня ещё кредиты, имеются обязательные выплаты по ним. Поэтому прибыли как таковой я не ощущаю — вся она идёт на развитие. Как говорится, маленькими шагами в большое будущее!