Если лето жаркое и мотосезон в самом разгаре, многие путешественники садятся на своих «железных коней» и отправляются в незабываемые путешествия. Так произошло и с Евгением, который в 2024-м на своём BMW R 1250 GS Adventure осилил 12 000 км, совершив поездку из Лиды в Приморский край России. Полезные советы отправляющимся в дальнюю дорогу и история о том, как прошёл мототрип, — в этом материале.
«Дороги на Урале — худшие из тех, что я встречал за время путешествий»
— Решил я как-то съездить в гости к брату (он живёт в Челябинской области) — собрался за один день и отправился из Лиды. Определённую дату выезда не назначал, поскольку все свои дальние поездки я никогда не планирую заранее.
Путешествует Евгений на BMW R 1250 GS Adventure 2018 года выпуска. Объём — 1 250 см³, а пробег мотоцикла на данный момент — 31 000 км.
— Цели преодолеть определённое количество километров не ставлю, катаюсь под лозунгом: «У самурая нет цели, только путь. Путь и есть цель!»
Евгений выезжал в 20-х числах июля. До Казани мужчину регулярно сопровождали дожди. Прошло три дня — и вот братья уже обнимаются в прихожей.
— Я увидел несколько достопримечательностей: побывал в челябинском музее, где находится метеорит, не так давно наделавший шума в городе; посетил Аркаим — «место силы», как говорят тамошние жители. Люди верят, что ландшафтный музей насыщен духовной энергией и является источником вдохновения. Туда съезжаются различные шаманы и эзотерики. Взобравшись на гору, они занимаются медитацией.
Наш герой погостил у брата около недели. Засобирался было домой, однако любовь к дороге и мотоциклу взяла верх над желанием вернуться в Беларусь. Мужчина открыл навигатор и выбрал Республику Алтай.
— Дороги на Урале худшие из тех, что я встречал за время путешествий: там плохое покрытие, плотный поток большегрузов не даёт получать удовольствие от вождения и от пройденных километров.
— Через два дня я оказался на Чуйском тракте, протяжённость которого — более 900 км. Хочется сказать, что это самая красивая трасса России. Белоснежные горные пики, бурные реки, водопады и степи, сменяющиеся настоящей тайгой. В такую дорогу просто влюбляешься! Горная погода непредсказуема: палящее солнце резко сменяется коротким, но проливным дождём, и наоборот.
А пропуска-то нет!
— Появлялись ли у вас по пути новые знакомые?
— Катаясь по Алтаю, встретил группу мотоциклистов. Ехали они спокойно, и я примкнул к ним. По пути заметили указатель на слияние двух рек — Катуни и Чуи, и мы все съехали с основной трассы. Подойдя к лидеру группы байкеров, я приятно удивился: им оказался мой знакомый Азат из Санкт-Петербурга. Вот так встреча!
По словам Евгения, Азат ежегодно со своими родными и близкими друзьями проводит отпуск в мотопутешествиях. В этот раз у них состоялся трип по Алтаю.
— Мы ехали вместе до конца Чуйского тракта — до села Кош-Агач. Оттуда планировали отправиться в природный парк «Укок», граничащий с Казахстаном, Монголией и Китаем. Утром следующего дня выдвинулись в намеченную точку. Остановились возле пропускного пункта: наша следующая локация находилась в пограничной зоне, так что необходимо было пройти контроль.
— У нас собрали паспорта, затем нам любезно предложили подождать. Через несколько минут вышел пограничник с моим паспортом и попросил пропуск, которого, естественно, у меня не было. Оказывается, всем иностранным гражданам необходимо его делать в посёлке заранее. Не теряя ни минуты, я развернулся и поехал в погранкомитет с надеждой оформить документ. Увы, это занимает около двух недель…
Утро, планы сорваны, группа приятелей поехала без Евгения. Дальнейший маршрут мужчина построил сразу же, снова просто открыв навигатор. Оказалось, что в 50 км уже начиналась Монголия!
— На границе меня о чём-то пытались расспросить, но языковой барьер стал для нас преградой, диалога не получилось. Были мысли, что меня вновь не пропустят. Ждал недолго, около часа, — и мне вернули мои документы, махнув в попутную сторону.
Цуйван и цай
— Дорога по Монголии была хорошая. Привлёк внимание своеобразный ландшафт — в основном степи, полупустыни и горы. Почти весь маршрут проходил на высоте 1 000—2 200 км над уровнем моря.
Герой вспоминает: душистая степная трава наполняла ветер приятным ароматом, похожим на запах полыни и мяты
— В Монголии резко континентальный климат, поэтому комфортно было передвигаться днём, а вечером без дополнительных слоёв утепления достаточно прохладно. Заправки встречались редко, никакого придорожного сервиса не имелось. Вдоль трассы иногда попадались юрты — подобие кафе, но выбора там особо не давали.
— Из еды могли предложить блюдо цуйван (бараний жир с макаронами) и чай (цай), который по вкусу напоминал минералку с молоком.
Мужчина по дороге любовался пейзажами, присущими только этой местности. На пути встречались горы разных цветов (синие, жёлтые, красные, зелёные), сменяющиеся степями и озёрами с реками.
По словам Евгения, в Монголии уровень жизни достаточно низкий. Население обитает в юртах и занимается в основном животноводством.
— Несколько дней ехал к Улан-Батору. Город встретил сильными пробками на дорогах и высокой температурой воздуха. Столица не произвела на меня особого впечатления. Незнание монгольского языка добавляло сложностей.
— Одного дня мне хватило на обзорную экскурсию по городу. Съездил к монументу Чингисхана. На цокольном этаже располагался музей, на первом — киоски с сувенирами. Поднялся на лифте и немного прошёл пешком — вид оказался великолепный. На этом знакомство с Монголией я закончил.
Решая, куда двигаться дальше, мужчина стал смотреть маршрут в обратном направлении. Увидел, что в сторону дома можно ехать через озеро Байкал.
Границу Монголии с Россией Евгений прошёл быстро, выехал в Бурятию. Буквально сразу степи сменились лесами и свежим прохладным воздухом.
«Преодолевал тысячу за тысячей километров…»
— Отметил для себя асфальтное покрытие отличного качества и множество поворотов — а это рай для мотоциклиста! Выкатываясь из очередного затяжного поворота, упёрся в машину ДПС, стоящую посередине перекрёстка. Инспектор сообщил, что дорогу по прямой смыло дождём и неизвестно, когда её откроют: может, через неделю, может — через две… Сказал объезжать по грунтовке. Так я и сделал.
— Мобильная связь отсутствовала, штатного навигатора с собой у меня не было. В итоге я заблудился и заночевал в тайге, в какой-то придорожной беседке. А с рассветом продолжил путь.
— После нескольких сотен километров телефон поймал устойчивую связь, а я понял, что пропустил нужный поворот. Возвращаться желания не было, и… я решил ехать во Владивосток!
Дальше мужчина добрался до Могочи, которая славится у мотопутешественников своим байкпостом. Там Евгения тепло встретили близкие по духу мотоциклисты.
— Преодолевал тысячу за тысячей километров... Каждый день оказывался лучше другого, а мотоцикл ехал безупречно, доставляя массу ярких и положительных эмоций. В Благовещенске были новые знакомства, дружеское общение и рассказы про путешествия с мотобратьями. На следующий день я занимался обслуживанием байка: к этому времени уже «закончилась» задняя покрышка и требовалась очередная замена масла в двигателе. К вечеру всей компанией выдвинулись на экскурсию в город.
— Набережная — прекрасное место для променада. Город чист и красив, уютный и тихий. Хотя он и не очень большой, но у него весьма чёткое деление: все улицы идут либо параллельно, либо перпендикулярно, то есть квадратами. Застройка в центре малоэтажная, в основном дореволюционная.
— Затем провёл ещё два дня в пути и попал в пригород Владивостока. Остановился на заправке и начал искать очередное место для ночлега. Несмотря на то, что населённый пункт немаленький, байкпостов там не оказалось, как и подходящего для меня ночлега в виде хостела или ему подобного. В это время шла подготовка к Восточному экономическому форуму, потому с жильём возникли очевидные проблемы.
«Мечтаю съездить в Магадан!»
— Встретил мотоциклиста, который ехал из Находки. Мы пообщались, и я решил искать ночлег там. По пути мне позвонили и предложили переночевать… Это оказалась молодая пара, местные мотоциклисты из мотоклуба Free Motion. Я был приятно удивлён их гостеприимностью.
— Новые знакомые организовали экскурсию по городу и бухтам, накормили морскими деликатесами. Вместе мы плавали в море на «сапе», ездили в зоопарк смотреть на амурского тигра, гуляли по Владивостоку. Через неделю мне казалось, что с этими ребятами мы давние друзья!
— В конце поездки я поинтересовался, откуда у них мой номер телефона. Они сказали, кто-то из мотоциклистов им сообщил, что в их края едет байкер из Беларуси. А этим летом они вдвоём путешествовали по западной России и приезжали в РБ, где их гостеприимно встретил мотоклуб IRON PRIDE MC. Наша страна оставила лучшие впечатления у жителей Дальнего Востока, поэтому человек из Беларуси для них теперь особый гость!
В итоге Евгений почти месяц находился в незапланированном путешествии. Мужчина получил массу впечатлений, ярких и незабываемых эмоций. Поездку он решил закончить во Владивостоке — упаковал байк и отправил его железной дорогой в Москву. В будущем наш герой планирует съездить на двухколёсной технике в Магадан и Афганистан.
Основная часть расходов ушла на бензин, а общие затраты на всю поездку равнялись 1 200 долларам (пересылка мотоцикла транспортной компанией — $400). Билет на самолёт (Владивосток — Москва — Минск) стоил 260 долларов.
Кстати, в мототрипе байкер накатал 12 204 км. Ночевал мужчина преимущественно на байкпостах и в хостелах, а один раз — в лесу. Поездка проходила в спокойном темпе, Евгений не заплатил ни одного штрафа за нарушение ПДД, да и техника не подвела. Недаром большая часть мотоциклистов по всему миру путешествует на BMW R 1250 GS Adventure!
— Хочу пожелать всем начинающим мотоциклистам всегда думать о безопасности и не пренебрегать правилами дорожного движения! До встречи на дорогах в новом сезоне!