Месяц назад мы опубликовали откровенное интервью с бывшим работником АЗС. О какой конкретно сети шла речь, в статье не раскрывалось. Однако материал всё равно вызвал бурное обсуждение: с нами связались сразу несколько представителей автозаправочных станций, чтобы опровергнуть рассказ нашего анонимного героя, пишет Av.by.
Многие предложили устроить «контрольную закупку» и заехать на любую АЗС сети, дабы убедиться в качестве топлива, свежести хот-догов, чистоте полов и доброжелательности работников. Мы ничего не имели против того, чтобы примерить на себя роль тайных покупателей, поэтому согласились на эксперимент. А заодно задали пару острых вопросов руководству крупнейшей в стране сети заправок «Белоруснефть» (у них 579 подобных объектов. — Прим. ред.).
Что показала «контрольная закупка»?
Именно «Белоруснефти» принадлежит подавляющее число АЗС в Беларуси. Мы отправились на «зелёную» заправку. Свой выбор остановили на станции № 22 по адресу ул. Володько, 3. На первом этаже здания — привычный торговый зал. Работники деловито раскладывают товары по витринам (мерчандайзеры, напомним, на АЗС не предусмотрены), около касс — очереди из одного-двух человек. В общем, обычная размеренная жизнь, заметим, не самой скромной автозаправочной станции.
То, что цены на заправке выше магазинных, наверное, ни для кого не секрет. Мы сравнили стоимость популярных товаров (вроде сосисок, тушёной свинины, молока и сливок) на АЗС и в онлайн-гипермаркете. В первом случае наценка составила около 10—20 копеек. Но, например, сметана не оказалась дороже.
Копейка рубль бережёт, однако, скорее всего, большая часть белорусов (вы же видели среднюю зарплату в Минске по версии Белстата?) не будет заморачиваться и заезжать в магазин ради незначительной экономии.
К свежести полов и санузла мы сильно не придирались. В целом чисто, но и на дворе не март со слякотью и грязью. Бумаги, салфеток и прочих радостей цивилизации вроде антисептика в избытке. Было бы здорово посмотреть на инвентарь, с помощью которого выполняется уборка (как-то на другой заправке автор этого текста наблюдал мытьё полов с помощью швабры, которая, видимо, строительство АЗС застала), но не вышло.
Девушки на кассе общаются вежливо, повторяют за каждым клиентом заказ. Впрочем, признаём: это зависит исключительно от отдельно взятого работника. На практике бывало всякое. Например, на другой АЗС, несмотря на настойчивое предупреждение о сильной аллергии, вместо свинины в шаурму положили... курицу! А продукты питания, как известно, возврату не подлежат. Поэтому совет: имеете специфические вкусовые предпочтения или непереносимость определённых продуктов — лучше лишний раз проговорите это и перепроверьте, что на деле попало к вам в руки.
Но сегодня говядина в хот-доге действительно оказалась говядиной. По поводу вкуса нареканий нет, желудок протест не высказывал. Оператор поинтересовался, все ли соусы добавлять, и явно их не пожалел.
Поднимаемся на второй этаж: здесь расположилось кафе с полноценным меню и террасой. Всего в Минске три подобные крупные заправки (и две помельче) «Белоруснефти», где работают повара, а заказы принимают бармены.
Меню порадовало: девушка на кассе сказала, что если мы сильно захотим, то нам даже приготовят позицию из завтраков. Паста, пицца, стейки, бургеры, супы — всё в наличии. Наш заказ готовился не больше 10 минут. Мы успели лишь спуститься на первый этаж, а когда вернулись, нас уже ждал поднос с угощениями. Цены назвать доступными язык не поворачивается — скорее говоря, они средние по минским кафешкам. А какова вся эта заказанная снедь на вкус?
Мы, конечно, не кулинарные блогеры, а просто молодые девушки. Но что-то в еде понимаем! Лимонад с черникой и лавандой (5,50 рубля) точно рекомендуем попробовать, как и крем-суп из шампиньонов (6,90 рубля). Малиновый чизкейк (4,20 рубля) и кофе (3,59 рубля) — типично заправочные. А вот бургер (6,90 рубля) нашему фотографу, по её словам, не принёс никакого удовольствия: маловато салата и очень много майонеза. Но на вкус и цвет, как говорится…
Волóс и (прости, шеф) неосторожных насекомых в еде не обнаружено — за это уже наше уважение. А ещё порадовало, что современные АЗС превращаются в места, где сервис ничуть не хуже, чем в каких-нибудь городских кафе. Не стыдно перекусить всей семьёй, если не хочется «отдыхать» у плиты. К слову, некоторые посетители работали за ноутбуками: явно «удалёнщики», уставшие от домашних стен и фастфуда.
Заправиться мы тоже не забыли, но, к сожалению, оценивать качество топлива не в нашей компетенции. Машина АИ-95 с удовольствием переварила: завелась и поехала как обычно.
Как на «просроченную еду» отреагировали в «Белоруснефти»?
После импровизированной проверки мы связались с представителями «Белоруснефти» и задали им острые вопросы, которые обратили на себя внимание ещё после предыдущего материала.
— Сколько хранятся на витринах скоропортящиеся продукты вроде хот-догов, твистеров и чизкейков?
— На всё есть санитарные нормы, установленные законодательством. Например, сосиски, обжаренные на гриле, могут храниться не более трёх часов. У нас на заправках ведётся специальный журнал, где прописывается их число, вид и время приготовления. Реализация хот-догов достаточно большая, в пиковые часы их покупают до того, как операторы успевают положить сосиски на гриль.
— Чизкейки, например, мы сами не готовим, а получаем от поставщика. Он указывает условия хранения и срок годности. Последний, к слову, в зависимости от вида продукта способен достигать и четырёх дней. На ценнике вы можете увидеть стикер, на котором указано время, когда чизкейк выложили на витрину, и конечный срок его реализации.
— Есть ли возможность у сотрудников незаметно переклеить эти стикеры?
— У нас везде установлены видеокамеры, записи с которых постоянно просматриваются. Ни разу на нашей практике не было такого, чтобы оператор АЗС что-то подменил.
— При каких условиях работников допускают к приготовлению еды?
— Первое условие — это наличие санитарной справки. За счёт предприятия при приёме на работу каждый сотрудник проходит профосмотр в поликлинике, с которой у нас заключён договор.
— Всё это очень контролируется. Не только нашим руководством, но и государственными санитарными службами — санэпидемстанцией. Проверки бывают как плановые, так и внезапные.
Кроме того, на всех объектах у нас ведётся «журнал здоровья». Обязанность руководителя — в начале смены оценить физическое состояние сотрудника. Если он выглядит заболевшим или у него симптомы ОРВИ, работник отстраняется.
— Какие профессии есть на заправке? Нам рассказывали, что сотрудник выполняет всё: от уборки туалетов и до разгрузки товаров.
— Все АЗС в Минске у нас разделены на два участка, у каждого — свой руководитель, который контролирует работу начальников станций. На заправках, где высокий уровень реализации товаров, трудятся специалисты по продажам. Операторы АЗС (в том числе старшие), уборщики территории (занимаются и уборкой санузлов) есть на каждой станции. На больших объектах работают грузчики.
— А что по зарплатам?
— Помимо гарантированного оклада, у нас есть система премирования. Если оператор хочет заработать больше — он может активнее предлагать клиентам товары общественного питания, акционную продукцию. Работники сами регулируют свою зарплату. В основном она средняя по Минску (по данным Белстата, за июнь нынешнего года в столице этот показатель составил 2 264 рубля. — Прим. ред.). От уровня проходимости объекта доход у операторов не зависит. А вот, например, стаж на него влияет.
— Правда ли, что оператора могут депремировать, если он присядет на рабочем месте?
— Нет! Более того, за кассой располагаются высокие стулья, на которых можно незаметно для клиента посидеть, пока нет очередей. Есть и технологические перерывы, когда сотрудникам разрешается полноценно отдохнуть в комнате для персонала. На каждой заправке в течение смены одновременно находятся несколько операторов (даже если вы их не видите), поэтому работники в случае чего способны подменить друг друга.
— Некачественное разбавленное топливо — такое вообще возможно на современной заправке?
— Всё горючее поступает к нам от поставщиков. На каждой станции есть автоматизированная система, которая проверяет качество топлива по определённым показателям: плотности, температуре нефтепродукта. У нас имеется своя лаборатория, если от клиента поступает жалоба, мы сразу же отправляем образцы туда. И, конечно же, сообщаем потребителю результаты проверки.