Журналисты решили узнать, с каким настроением готовятся встречать Новый год продавцы в автохаусах Бреста.
Сперва направились в автосалон «Навигатор» на улице Радужной. За заправочной станцией сложно заметить небольшую огороженную площадку с автомобилями. Лишь маленький красный указатель с надписью: «Авто здесь» сигнализирует о том, что мы движемся в правильном направлении. Как оказалось, совсем скоро этот автосалон изменит своё название и, возможно, место дислокации. Об этом нам сообщил менеджер, представившийся Василием. Мужчина охотно подтвердил нашу теорию об активности на авторынке.
«Я вас всех продам, куплю и снова продам, но уже дороже»
— Декабрь — хороший месяц для продаж! А вот в январе-феврале тут вымирает всё. Хотя, если человек целенаправленно ищет автомобиль и настроен на его приобретение, время года значения не имеет. В принципе, покупатели всегда есть, — философски рассуждает Василий.
— На что в первую очередь сегодня обращает внимание покупатель? На какую ценовую категорию люди чаще ориентируются?
— Белорусы любят машины побольше! Частенько обращают внимание на универсалы. Самые ходовые модели у нас — это автомобили 2006—2015 г. в. Ценовой диапазон — $25 000. А вот интерес к автомобилям более высокой ценовой категории наши люди не проявляют. Вообще, я бы сказал, что лучше всего продаются иномарки стоимостью от $5 000 до $12 000.
— Белорусы часто рассчитываются наличными?
— За период с мая по сентябрь 80% сделок было оформлено в лизинг или кредит.
— Гляжу по сторонам — и не вижу желающих купить иномарку! У вас всегда так «многолюдно»?
— На выходных больше посетителей! Но активность людей в значительной степени зависит от погоды. Если на улице дождь или метель, люди на площадку заглядывают редко. Снежная погода к тому же затрудняет осмотр машины...
— А россияне к вам заглядывают?
— Приезжают! Но не так массово, как раньше. У русских в разы больше требований, чем у белорусов! Им важен пробег, вторичные окрасы, историю автомобиля им подавай... Ещё очень многие намерены рассчитываться в российских рублях. Гости с востока часто рассматривают авто в другом ценовом сегменте. Обычно это такие марки, как Mercedes, BMW, Porsche...
— А электрокары из Европы кто-нибудь из брестских покупает?
— Продажи есть, но не много. Мы больше работаем с машинами с привычным ДВС. Хотя сейчас у нас в продаже есть Volkswagen ID.4 и Tesla Model Y. При покупке электрокаров надо отталкиваться прежде всего от их характеристик и комплектации. Тот же VW ID.4 из Европы с пробегом будет стоить дороже, чем новый китайский! Всё потому, что в Китае устанавливаются одни опции, в Германии — другие! Разница на самом деле есть. Ну и вся навигация на китайском — разве это комфортно?
— Раз заговорили о китайских авто, скажите: появляются ли они у вас в продаже? Пользуются спросом у местных покупателей?
— На нашей площадке китайских автомобилей сейчас нет, и ни одной живой продажи «китайца» у нас пока не было. Да, есть поставщики, которые могут привезти машину из Поднебесной под заказ. Но брестчане не готовы платить за то, что они не могут посмотреть вживую или потрогать руками.
— А вообще, появление разных новых китайских авто у дилеров как-то сказалось на предложении «бэушки» из Европы или Америки?
— Снижения спроса мы не заметили. Думаю, для любого автомобиля сейчас есть место на рынке. Однако наша белорусская «вторичка» перенасыщена машинами. Люди напригоняли немало автомобилей. Но многие, кому они были нужны, уже обзавелись иномаркой. Если раньше какие-то модели находились в дефиците, то сейчас колом стоят! В частности, белорусам уже неинтересны Audi А4 (В9), Volkswagen Golf VII, Opel Insignia, Mercedes C- и E-классов. Да даже Volkswagen Passat В8. Да, народная машина у нас! Но сейчас их на рынке в избытке.
— А изменилась ли стоимость популярных иномарок в сравнении с прошлым годом?
— Ну, «электрички» немного подешевели, спрос на них в минувшем году больше был. А так... цены в 2023-м значительно выросли на каждую модель!
— И с чем это связано?
— Думаю, в первую очередь зависит от самих продавцов. Вот приходит к нам мужчина, смотрит «Пассат» по верху рынка: «Ага, цена — $20 000. Но мой-то лучше всех! А поставлю-ка я... $22 тысячи!» Приезжает следующий, думает так же и «лупит» цену на свой автомобиль ещё выше!
Глядишь, так и среднерыночная стоимость «Пассата» уже подросла на несколько тысяч долларов. При этом, если уделить больше времени каталогу av.by, можно заметить, что иногда в продаже появляются машины, оценённые порой в разы ниже рынка! Но ушлые перекупщики, целенаправленно занимающиеся поиском таких авто, успевают выкупить иномарку быстрее конечного потребителя, а потом перепродают её ему же.
Как тут не вспомнить Михаила Самуэлевича Паниковского, который как раз и говорил: «Я вас всех продам, куплю и снова продам, но уже дороже».
— Как быстро сегодня продаётся ходовая модель?
— Угадать невозможно! Автомобиль может «уйти» в первый день реализации после первого осмотра, а иной раз полгода стоит! Неликвидная дорогостоящая машина будет продаваться дольше. Если же это доступное авто в хорошем состоянии и за адекватную цену, покупатель найдётся быстро. Мы стараемся донести до продавцов, что автомобиль надо продавать за адекватные деньги, завышать стоимость не следует, — резюмирует Василий.
«Нет плохих машин — есть плохая цена»
Далее мы решили заглянуть в «АвтоКомис» на Ленинградской. Менеджер Максим охотно согласился поговорить с нами о текущем положении дел на белорусской «вторичке».
— Самый популярный запрос от белорусов — дизельный универсал стоимостью $3 500—4 000. Также часто интересуются автомобилями, оценёнными в $5 000—6 000. На втором месте по популярности — семиместные минивэны. Бывают запросы на экземпляры и за $10 000, но их очень мало. При этом состояние машины должно быть хорошим. Наш человек хочет купить авто и не вкладываться в него — желательно несколько лет после покупки! Но, вообще-то, любые варианты продаются. Я вот люблю говорить так: нет плохих машин — есть плохая цена!
— А китайские авто на вторичном рынке пользуются спросом?
— Около полугода у нас на комиссии находился Chery. Тот автомобиль был дорогим, и никто особо им не интересовался. Сейчас есть три Geely, но у них неадекватная стоимость! Владельцы оценили их по верху рынка — покупателю проще купить новую машину, чем платить такие деньги за «бэушку»! Насмотрелись разных блогеров, говорящих, что россияне приезжают и забирают чуть ли не любые экземпляры, и считают, будто могут продать своего «китайца» задорого.
— А на самом деле-то как? Заглядывают россияне?
— Звонки из России вроде есть, но за последние два месяца только два россиянина приезжали смотреть машины. До повышения утильсбора в РФ много оттуда купцов появлялось. Летом некоторые пытались прыгнуть в последний вагон и брали сразу по три машины!
— Знаю, что есть русские, которые и сегодня приезжают регулярно. У нас на площадке они ещё ни разу ничего не купили, но как только они в Бресте (а это примерно раз в месяц), всегда заезжают, смотрят. Ребята ищут авто с минимальным пробегом, без вторичного окраса. Ну и с самой низкой ценой на модель по стране! Так-то россияне едут в основном за отсутствующими на их рынке машинами. Например, BMW 3-Series (F30) на полном приводе с двухлитровым двигателем. Допустим, в России подобных авто всего несколько штук в продаже, да и те «укатанные». Вот тогда они отправляются в Беларусь за такими!
— Зато сейчас у нас есть покупатели из Кыргызстана, которые забирают японские машины с АКПП от $2 000 до $3 000. У них «японцы» очень популярны! В своей стране они могут без проблем найти запчасти на них и обслужить их. Эти перекупы живут в Минске, собирают авто для заказчиков и потом отправляют машины целым автовозом к себе на родину.
— А что сейчас происходит с «битками» из Америки? Есть на них спрос?
— Есть! Некоторых абсолютно не смущает тот факт, что автомобиль был полностью разбитым. Если он грамотно восстановлен и продаётся по адекватной цене, покупатель всегда найдётся. Важно, чтобы человек при этом знал, что он покупает. Например, есть у нас в продаже Mercedes-Benz GLB. Его владелец снимал на видео каждый этап восстановительных работ, делал фотографии. Там вся история ремонта! Это, конечно, повышает доверие потребителя.
— Как оформляется большинство сделок при покупке автомобиля?
— В Бресте наибольшей популярностью пользуется лизинг. Много заявок поступает от клиентов, которые работают в Европе в сфере IT или грузоперевозок. Эти люди, понимая, что способны погасить лизинг двумя-тремя зарплатами, берут машину супруге, но оформляют на себя. Плюс в том, что покупатель может оформить договор лизинга, даже несмотря на то что он трудоустроен в Европе. А вот при кредитовании сделки такой возможности уже нет.
— Можете вспомнить наиболее и наименее удачные в плане продаж месяцы в этом году?
— Количество продаж зависит скорее от наличия ликвидных машин, а не от времени года. Хотя есть некоторая сезонность у определённых моделей. К примеру, Toyota Yaris летом неплохо продаются, а зимой — колом стоят! Даже если цену по низу рынка поставить. В прошлом году хоть россияне их разбирали...
— Какие прогнозы у вас на будущий год?
— В следующем году на вторичном рынке однозначно появится больше электрокаров, а также китайских автомобилей. Последние пока новички на рынке подержанных авто в регионах. Возможно, первое время наши люди будут настороженно к ним относиться. Но в итоге всё равно обратят внимание на китайский автопром. По правде говоря, эти машины выглядят неплохо! Если цена на авто из КНР окажется ниже, чем на европейский автомобиль в такой же комплектации и с теми же характеристиками, — заберут «китайца». Аналогичная ситуация раньше была с «корейцами». Никто их сначала не воспринимал всерьёз, а теперь вполне ликвидные экземпляры на «вторичке».
«Белорусы притащили много машин из Европы, но не могут их продать»
Напоследок мы заглянули в компанию «БугАвтоТрейд», офис которой расположен в бизнес-центре IQ. Салон открылся в начале осени и специализируется на авто стоимостью более $10 000. Владелец комиссионки Станислав рассказал, что на данный момент на реализации у них находится более сотни машин, но почти все они продаются удалённо.
— У наших клиентов один автомобиль. Брест — небольшой город. Думаю, нет проблемы привезти авто в случае необходимости. Мы просим покупателей заранее согласовывать осмотр машины, — говорит мужчина. — В основном наши заказчики ищут варианты стоимостью до $25 000. Хорошо продаются американские кроссоверы с минимальными повреждениями, дилерские автомобили, которые были куплены у нас новыми, а также дизельные машины с пробегом до 150 тысяч километров.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние вторичного рынка авто?
— На данный момент заметно просела «европа». Из-за того, что россияне перестали к нам ездить, рынок оказался перенасыщенным. Сейчас белорусы имеют колоссальный выбор автомобилей самых разных марок и моделей. В связи с этим цены на некоторые модели в сравнении с прошлым годом упали. Люди притащили иномарки из Европы и не могут их продать. Пробуют сдать в трейд-ин, взять другую машину, реализовать её и хоть так выйти в ноль.
— Как станет трансформироваться вторичный рынок автомобилей в следующем году?
— Полагаю, роста цен на «вторичке» не будет. Возможно, они даже немного упадут. Всё просто: на вторичный авторынок наступает «китай». Думаю, ещё год — и люди его распробуют и будут активно пересаживаться на китайские автомобили. Скоро «китайцы» станут пользоваться спросом на вторичном рынке.
— Как быстро сегодня продаётся бэушное авто?
— Мы считаем так: если машина уезжает раньше чем через две недели после начала продажи, значит, автомобиль был недооценён. Стандартная практика реализации авто — от одного до трёх месяцев.
Как рассказал Станислав, в продажах «движение есть». Даже за время нашего непродолжительного пребывания в офисе компании закрылась очередная сделка. Правда, и проблемы тоже имеются.
— Многие белорусы не готовы покупать авто в автохаусах. Считают нас мошенниками, думают, что, приобретая машину в автокомисах, они переплачивают, — делится мыслями предприниматель. — Репутация комиссионного направления в Беларуси изрядно подпорчена, многие автовладельцы банально боятся связываться с посредниками! Да мы и сами видим: просмотров объявления автохауса много, а продажи нет! Люди выжидают, когда машина начнёт продаваться владельцем напрямую. Но ведь в той же Европе 80—90% автомобилей реализуется именно через комиссионки. Здесь всё открыто и честно, просто белорусский менталитет ещё не готов к такому направлению бизнеса…