Недавно стало известно, что страны Европы прекращают сотрудничество с бюро «Зелёная карта» России и Беларуси. Что это значит для путешественников, рассказывает портал Office Life.
«Зелёная карта» — международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Она гарантирует возмещение ущерба пострадавшей стороне в случае ДТП на территории страны, входящей в систему. В «Зелёной карте» 48 стран. Беларусь вступила в неё в 2003 году.
Владелец ТС при выезде из Беларуси в страны, входящие в систему «Зелёная карта», должен приобрести страховой сертификат, который подтверждает, что его ответственность застрахована, и предъявить его в пункте пропуска на государственной границе. Сертификат действует во всех странах, входящих в систему. Перечень государств, на которые распространяется действие договора «Зелёная карта», указан в страховом сертификате.
Пока что выехать за границу белорусам можно по старым правилам, описанным выше. Несмотря на то что автостраховщики из Европы расторгли договоры с белорусскими коллегами, в один миг всё не заканчивается. Срок действия обязательств по взаимному признанию «Зелёной карты» истечёт 31 мая 2023 года в 23:59 по центральноевропейскому времени.
— Это значит, что с 1 июня 2023 года в 29 странах ЕЭЗ, а также в Швейцарии, Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, которые официально уведомили о расторжении двустороннего соглашения, прекращается взаимное признание договоров «Зелёная карта», — пояснили журналистам в Белорусском бюро по транспортному страхованию (ББТС).
Таким образом, купленные страховки всё ещё работают.
— На данный момент заключённые ранее договоры «Зелёная карта» имеют силу в пределах их срока действия, — говорят в ББТС.
Кроме того, почти год белорусы могут путешествовать на машине по Европе, как раньше. До мая 2023-го можно оформить страховку на прежних условиях, только срок действия её будет ограничен.
Как указано выше, 1 июня 2023 года — единая официальная дата окончания признания договоров «Зелёная карта». Это значит, что до наступления установленного срока возможность въезда в вышеперечисленные страны сохраняется на прежних условиях, если не будут приняты иные решения.
Что делать с 1 июня 2023 года? Пока никто не может сказать, как будет оформляться страхование ответственности за границей, сколько это будет стоить и каким окажется порядок возмещения вреда. В ББТС рассчитывают, что к лету 2023-го будут разработаны все документы, регулирующие эти вопросы.
Кстати, для страхового рынка «удельный вес» «Зелёной карты» внушительный: по данным белорусского бюро, в объёме страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности суммы по договорам «Зелёная карта» составляют 21,8%.
— Обычно мы всё узнаем в самый последний момент, — признаётся сотрудник страховой компании. — Пока договоры действуют — и хорошо. Можно допустить, что расценки в иностранных страховых через год будут соизмеримы с нынешними. В отношении владельцев иностранных ТС, которые въезжают на территорию Беларуси, полис сроком до 15 дней стоит €17, на месяц — €25. Это меньше, чем «Зелёная карта» (на 15 дней — €30, на месяц — €50). Это в случае, если автомобилист посещает одну страну. Транзитный проезд автоматически становится невыгодным.
— Можно предположить, что договоры страхования придётся заключать сразу после пересечения границы, как много лет назад, — говорит перегонщик автомобилей со стажем Евгений. — Въехал на территорию Польши, подошёл к специальной будке — пани Ядвига выписала тебе полис. И так в каждой стране. В принципе, на границах стран ЕС и сейчас есть крупные логистические центры с полным спектром услуг. И услуги страхования иностранных транспортных средств на территории Польши тоже есть: 145 злотых — на месяц (примерно 83,6 рубля по состоянию на 21 июня), 910 злотых — на год (около 525 рублей). Прибыльная ниша будет занята в любом случае. Беспокоит другое: сегодня водители обязаны предъявлять полис «Зелёная карта» при выезде из страны — не начнут ли с нас брать за страховку и те и другие?
— Скорее всего, удобства в плане страховки станет меньше, но ничего катастрофического не произойдёт, — рассуждает Олег (в середине 1990-х он часто ездил в Польшу и даже попал там в ДТП). — Мы тогда, успешно продав на рынке в Варшаве прицеп «Зубрёнок», ехали домой, укомплектованные видеомагнитофоном и жевательными резинками. Недалеко от польско-белорусской границы в наши «Жигули Копейку» врезался пьяный поляк на Fiat. Он успел скрыться, а мы вызвали полицию, обратились за медпомощью — мне наложили несколько швов на голове. Виновного нашли на следующий день. Мы даже не подозревали, что можем получить компенсацию. Хорошо, что водитель в очереди на границе подсказал. Вернулись, взяли данные о ДТП в полиции, нашли СТО, которая выписала нам счёт на ремонт, не забыв про свои 20%, подали документы в страховую. Три дня жили в машине, проели всё, что было, но $1 000 в итоге получили. По тем временам — вообще отлично!
По нынешним меркам год — значительный срок, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие событий, замечает портал. При пессимистичном сценарии нас ожидает возврат к системе страхования, действовавшей до вступления Беларуси в систему «Зелёная карта». То есть за границу поехать на машине будет можно, если вдруг случится ДТП, возмещение белорусы как-то получат. А насколько это будет удобно — другой вопрос.