Каждый раз, проходя по улице Гаврилова, смотришь на игровую площадку и понимаешь — чего-то не хватает… А иной раз слышишь, как молодая мама говорит своему малышу: «Знаешь, а когда-то тут стоял настоящий… самолет». О своем детстве рядом с серебристым Ил-18 рассказала брестчанка Алла Окало.
Фото автора на фоне самолета
30 лет простоял серебристый красавец-лайнер Ил-18 в городе над Бугом, и под его широкими крыльями прошло мое детство. Заканчивались уроки в школе, прибегала домой, бросала учебники и со словами «мам, я к самолету» убегала гулять.
Ил-18 — пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности. Первый полет совершил 4 июля 1957 года. Отлетав свое, в 1979 году решением ЦК ВЛКСМ был подарен комсомольцам Брестчины. В детстве я гордилась тем, что живу «у самолета». Многие приезжали из других районов города, чтобы посмотреть на него, а мне стоило всего лишь перейти дорогу — и я на месте. Возле самолета гуляли, а самые смелые лазили по нему. Стандартной схемой было подняться по лестнице к боковой двери, а оттуда спрыгнуть на крыло. Верхом дворового престижа было залезть на самый верх, на спину самолета.
Помню, как и я впервые забралась туда и вспомнила, что страшно боюсь высоты. Так и пролежала в обнимку с самолетом несколько минут, а потом осторожно сползла на крыло, а там уже не страшно, оттуда сразу на землю спрыгивали. На второй-третий раз уже осмелилась приподняться на колени, а спустя какое-то время уверенно бегала по спине самолета, как по земле. Оглядываясь назад, понимаю, насколько это было опасно, ведь высота-то значительная, внизу — асфальт…
Внутри самолета находился музей космонавтики. Местную детвору добрые сторожа пускали бесплатно, а самым большим счастьем для любого ребенка было пробраться в кабину пилота, сесть в кресло, понажимать разные кнопочки, подержать штурвал и порулить.
Около десяти лет назад нашего исписанного крылатого друга неожиданно покрасили специальной предохраняющей от старения и ржавчины краской, а потом… стали разбирать и вскоре увезли. Ил-18 пополнил коллекцию музея авиатехники в поселке Боровая под Минском.
Фото автора на том месте, где стоял самолет
Для меня память о самолете всегда будет связана с детством. Спасибо тебе, самолетик, за те счастливые годы. И пусть летит мой солнечный привет в музей авиатехники. Кто знает, может быть под слоем краски где-то сбоку возле хвоста сохранились три слова из 90-х, написанные маркером детской рукой: «Здесь была Аня»…