Брестский регион традиционно занимает одно из ведущих мест в стране по количеству автомобилей на 1000 жителей. А в самом Бресте этот показатель уже перевалил за 350 (к слову, больше, чем в столице). Но центров по их обслуживанию явно не хватает, пишет «Автобизнес».
Фото: pixabay (иллюстративное)
Мы сейчас не рассматриваем те авто, которые находятся на гарантии и обслуживаются в автоцентрах. Речь о машинах старше десяти лет, которых все еще подавляющее большинство и у которых гораздо чаще что-то выходит из строя. Сделать ремонт бывает не просто дорого, но еще и долго. И не только по причине нехватки запчастей.
Николай ездит на Пежо 308, которой чуть больше десяти лет. Машина, в принципе, неприхотливая, но иногда преподносит сюрпризы, говорит житель Бреста:
– Сам я ремонтом стараюсь не заниматься. И условий для этого нет (живу в обычной многоэтажке с парковкой во дворе), да и опыта, по сути, никакого. К тому же в современных машинах что ты сам сделаешь? Ну, колесо могу снять, лампочку заменить. А так в основном всё на сервисе. С этим у нас сложновато. Одно дело – плановое обслуживание: замена масла и пр. Тогда, естественно, записываешься заранее и уже едешь на СТО в назначенный день и час. Но поломки, особенно в старых машинах, случаются непредвиденно. Зачастую даже на мелкий ремонт приходится записываться на две недели вперед. Это, конечно, напрягает, особенно когда машина нужна каждый день.
Зимой у Николая перестал работать подогрев салона. Помимо того что ехать при минусовой температуре некомфортно, так еще и небезопасно. Стекла быстро покрываются коркой, потеют, как ты их ни очищай. Но быстро решить эту проблему не получилось. Когда брестчанин стал обзванивать сервисы, где есть электрик, всюду ему отвечали: можем записать только к концу следующей недели. И это при том, что поломка случилась во вторник. Пришлось Николаю обращаться к «гаражникам».
К слову, «гаражное движение» в Бресте процветает. Здесь можно починить практически всё – от подвески до кузова, и даже устранить проблемы с двигателем. Другое дело, что никакой гарантии никто не даст. Сегодня тебе авто отремонтировали, а, условно, завтра надо снова искать мастера.
– У меня были такие случаи, когда к «гаражникам» обратился, они мне сделали ремонт (они же у нас такие ребята – за все берутся), а потом пришлось ехать на сервис и все вопросы решать по новой. Поэтому я стараюсь обращаться в гаражи как можно меньше. Но иногда возникает необходимость, когда нет времени ждать очереди на СТО. В общем, альтернатива у нас невелика: или становиться в очередь, а потом еще, возможно, будешь неделю ждать запчастей, или ехать в гаражи, где тебя обслужат быстрее, но безо всякой гарантии, – говорит собеседник.
Слышать подобные истории в Бресте можно часто. Почему сервисов не хватает при том, что открываются они чуть ли не ежемесячно? Мы поговорили с Сергеем, мастером одного из таких заведений.
– Мы работаем с восьми утра до восьми вечера каждый день, без выходных. Всего у нас пять слесарей, плюс электрик и отдельно моторист. Такого, чтобы кто-то стоял без дела, практически не бывает. Запись может быть и на неделю, и даже на две вперед, в зависимости от вида работ. Думаю, проблема в том, что, во-первых, автопарк у нас в Бресте, мягко говоря, не первой свежести, хотя есть, конечно, и новые машины, и те, которым от трех до пяти лет.
И, во-вторых, у наших автолюбителей все же есть такая привычка – экономить. Они едут на ремонт, когда уже совсем припрет, вместо того, чтобы становиться на ТО вовремя, как того требует сервисная книжка. Это как обращаться к стоматологу: одно дело – прийти, когда еще не болит, но уже есть кариес, который тебе подлечат и зуб может прослужить еще долго. И совсем другая история, если вы пришли уже с больным зубом, который разваливается и с ним уже ничего нельзя сделать, только удалять. Вот тогда начинаются большие проблемы.
Действительно, лучше записаться на ТО, когда еще «не заболело», и сделать профилактический ремонт, чем махать платком на дороге, вызывать эвакуатор или сталкиваться с другими неприятными сюрпризами. Но есть один нюанс. Точнее два. Первый – это вечные наши проблемы с финансами, из-за которых автовладельцы нередко тянут до последнего: мол, если уж тратиться на ремонт, то лучше пусть деталь отработает по полной – вот когда «последняя ниточка» оборвется, тогда и буду вкладываться. А второй момент: если представить себе, что наши автовладельцы вдруг резко встали на путь истины и дружно поехали на профилактику – точь-в-точь как записано в сервисных требованиях, не вызовет ли это еще больший коллапс на СТО?
По официальной информации, в Бресте насчитывается около 200 сервисов по ремонту авто. Мелких и крупных. Много это или мало на 100 с лишним тысяч единиц транспорта (здесь надо учитывать не только личные авто, но и те, что находятся на балансе фирм и организаций)? Очевидно, что их пока не хватает. И вряд ли в обозримой перспективе эта тенденция изменится.
– Здесь надо понимать, что работать в таком бизнесе с каждым годом становится все труднее, – говорит Сергей. – С одной стороны, государство предъявляет более высокие требования. А с другой – финансовая сторона вопроса. Чтобы открыть даже самый небольшой автосервис, нужно по меньшей мере $50–60 тысяч. Это я еще так скромно сказал. Кредитование в банках стоит дорого и сопряжено с целым рядом условий. Хотя, казалось бы, бизнес окупаемый, судя по тому, что спрос на эти услуги постоянно растет. Но проблема еще и в нехватке специалистов. Найти сегодня толкового слесаря, который бы разбирался в современных машинах, крайне непросто. А обучать его за свой счет, безо всяких гарантий, что он останется у тебя работать – тоже такой себе вариант. На мой взгляд, помогло бы решить проблему хотя бы частичное смягчение условий со стороны государства, а еще лучше – льготное кредитование. Но я боюсь, что вместо этого многие небольшие СТО к концу года столкнутся с новой головной болью.
Под «новой головной болью» Сергей имеет в виду возможное исключение услуг автосервиса из списка видов деятельности, разрешенных для ИП. В соответствии с новым законом, который вот-вот примут в парламенте, перечень таких видов должен быть резко сокращен. Останутся ли в нем услуги по ремонту и обслуживанию авто? Если нет, то небольшим сервисам, работающим в статусе ИП, нужно будет либо открывать юрлицо (что не всегда выгодно), либо закрываться, либо… уходить в «гаражи». Словом, перспектива пока не обещает автолюбителям легкой жизни. Судя по всему, очереди еще долго будут оставаться неизменным атрибутом вождения, и не только на таможне.