В Пинск на дрифт я отправился на Volkswagen Caddy. Да, мы уже несколько раз брали его на тест, поэтому на сей раз сосредоточимся не на автомобиле, а на других вещах. Например, на том, сколько именно можно выиграть в деньгах, если выбрать короткий маршрут и задаться целью экономить топливо, пишет Автобизнес.
Дорога туда
Правила экономичной езды известны: минимизировать количество разгонов-торможений, выбирать оптимальную (в том числе и по оборотам – под передачи) скорость, использовать оптимальный маршрут. Экономить начинаю еще при выезде из Минска: пытаюсь придерживаться "зеленой волны", по возможности качу на неизменной скорости, на максимально высокой передаче, чтобы стрелка тахометра не поднималась выше 1600-1800 об/мин. Исключение – разгоны: мучить мотор и коробку на 1500 об/мин – кощунство, да и смысла не имеет. Во всех отношениях будет лучше разогнаться на более низкой передаче как можно быстрее и дальше двигаться с устоявшейся скоростью с небольшими оборотами.
Делу помогает минимальный трафик и "дружественные" ко мне светофоры: на красный почти нигде не попадаю, все время качу, расход быстро падает с изначальных 11-12 литров (сразу после запуска) до 7 л – и продолжает снижаться!
На трассе приходит время определяться с темпом движения. Опыт участия в экоралли подсказывает, что быстрее 80 км/ч лучше не ехать, но можно слегка разгоняться на спусках и допускать небольшое падение скорости на подъемах. В этом отличие управления тягой "вручную" от работы автопилота: тот постоянно будет держать заданную скорость, что может негативно сказаться на расходе топлива. Будет утомительно? Нисколько! Еду, не спешу, наслаждаюсь видами.
Вы скажете, что мешаю другим? В первом ряду – не особо. К тому же периодически догоняю еще более медленные машины. А порой нагоняю и весь трафик, который дружно сбрасывается перед радаром на знаке "80". Странно: у меня те же 80 км/ч на спидометре, а я вдруг оказываюсь самым быстрым… Но вообще, конечно, непривычно, когда тебя то и дело обгоняют автобусы.
Зато результат радует. Когда стартовал, запас хода оценивался в 600 км, а теперь бортовой компьютер обещает все 650 км – пересчитал с учетом текущего расхода, который колеблется в пределах 5,4-5,5 л. Красота!
Но все слишком просто и расслабленно. Поэтому радуюсь, когда навигатор напоминает свернуть с "размеренной" М1 и уйти на Несвиж, а далее через Клецк и Ганцевичи срезать путь до Пинска примерно на 20 км. Но это же означает, что средняя скорость станет ниже. По пути ведь будут населенные пункты, возможно, медленный попутный транспорт, который надо обгонять, а значит, тратить лишнее топливо на разгонах. Ух, будет интересно!
Это на самом деле та еще задачка для "экономиста": держать темп, вписываться в скоростные ограничения, обгонять медленный транспорт, но все равно не расходовать лишнее топливо. Чего ради, узнаем чуть позже, а пока вспоминаю былые навыки. Вот автобус удалось обогнать с ходу – ничего не потерял ни в скорости, ни в топливе! А с грузовиком этот номер не прошел: пришлось ждать "окно", чуть отпускать, "экономно" разгонять машину…
Зато почти всю дорогу – на шестой, до 2000 об/мин. Бонусом – тишина в салоне, так как мотор на таких оборотах работает тихо, аэродинамического шума почти нет (даже лопухи зеркал не "фонят"!). Еще и с погодой повезло: сентябрьское солнышко светит, но уже особо не греет, поэтому и кондиционер можно не включать. А если включить? Моментальный расход мигом увеличивается с 5,2-5,4 до 6,0-6,3 литра. Спасибо, не надо…
Уже предвижу эти комментарии: "Себя мучает, другим мешает, зачем оно надо?" Но на самом деле я и сам не мучаюсь, и другие не страдают. В минусе разве что средняя скорость, которая постепенно падает и едва держится на уровне 60 км/ч (населенные пункты, знаки "40" и периодические остановки ради фотосессий).
В итоге вся эта неспешная дорога до места назначения занимает 4 часа 47 минут, хотя добрых минут 20-30 можно минусовать – они были потрачены как раз во время коротких остановок. Но представим, что вы совершаете неспешную семейную поездку и точно так же периодически останавливаетесь на пару минут то ради одного, то ради другого. Вполне жизненная ситуация, в общем-то.
Так что дорога пусть и была самой короткой из предложенных навигатором, но оказалась довольно долгой по времени, зато итоговый расход – 5,4 л на 100 км – выглядит достойно.
Дорога обратно
Теперь все будет по-другому. Выбираю длинный, но более быстрый маршрут, который на две трети будет состоять из скоростной трассы М1. И ехать буду на "максимальной ненаказуемой" скорости, то есть до 100 км/ч по обычным дорогам и под 130 км/ч по "олимпийке". И да, теперь на разгонах я буду от души "крутить" мотор. Тем более что в салоне три пассажира с вещами, на кондиционере я уже не экономлю: да будет прохлада! Помчали, насколько это возможно при 110-сильном "атмосфернике".
Любопытно, что если раньше я не обращал внимания на разгонную динамику, то теперь не мог не отметить довольно флегматичный характер Caddy. Да, тяговитый 2,0-литровый турбодизель ему бы не помешал. С другой стороны, умейте использовать то, что есть. Например, с обгонами проблем все равно не было: переход с шестой на третью с "перегазовкой", чтобы синхронизировать обороты, далее "газ" в пол – и при этих условиях груженный наполовину Caddy довольно резво набирает ход.
Вместе с загрузкой и скоростью невольно начинаешь обращать внимание и на другие особенности поведения автомобиля. Например, в быстрых поворотах Caddy уверенно следует по заданной дуге, не спрыгивая на стыках и неровностях и вообще не досаждая рысканьем или вальяжностью, – вот что значит переход на платформу MQB и пружинную заднюю подвеску! Благодаря последней плавность хода была неплоха и на пустой машине, а с пассажирами просто стала чуть выше. Правда, острые края заплаток и прочая "мелочь" отрабатываются подвеской жестковато, не иначе как свою лепту вносят шины нетипичной для "каблука" размерности 225/45 R18.
Так, а что у нас с расходом? Пока двигались по "узкой" дороге и не разгонялись быстрее 100 км/ч, он держался на уровне 6,5-6,7 л. Но стоило выскочить на М1 и выйти на крейсерские 120 (плюс-минус), как цифры начали расти: 6,8 л, затем 7,0, 7,2… Но точно так же стала увеличиваться средняя скорость: 70 км/ч, 75, 80…
А еще с ростом скорости стало чуть более шумно, прежде всего за счет "аэродинамики", да и двигатель, работающий на 3000 об/мин, уже слышно. Но все равно для своего класса Caddy воспринимается как очень "тихий" автомобиль. А ведь у нас еще и топовая версия. Интересно, каков акустический комфорт в более простых модификациях?
Ближе к Минску скорость пришлось снизить: темнело, трафик становился плотнее и ехал странно (в левом ряду все плотно и медленно, в среднем чуть быстрее, правый вообще совершенно свободен). Что же, расход топлива снова стал менее 7 л, а в город мы въезжали с цифрами 6,9 л.
Но вечерний Минск встретил умеренно загруженными улицами и "зеленой волной" – почти всю дорогу до финиша катили на шестой, почти без остановок. Итог – средние 6,8 л. Вроде тоже неплохо. Но, на секундочку, это на 1,4 л, или на 26%, больше, чем по дороге в Пинск. И если "туда" мы потратили 15,28 расчетного литра, то "обратно" уже 20,26 л, или же 37,60 и 49,85 руб. соответственно (правда, стоит учитывать и чуть больший километраж). Вновь подтвердилась замеченная ранее, еще во время предыдущих испытаний, закономерность: каждый лишний км/ч означает увеличение расхода топлива примерно на 1%.
|
Экономично |
Быстро |
Расстояние |
283 км |
298 км |
Время |
4 часа 47 минут |
3 часа 30 минут |
Средняя скорость |
59 км/ч |
85 км/ч |
Средний расход топлива |
5,4 л / 100 км |
6,8 л / 100 км |
Затраченное топливо |
15,28 л |
20,26 л |
Стоимость поездки |
37,60 руб. |
49,85 руб. |
Экономя на всем, удалось "выстрадать" пять литров топлива, что обошлось в лишний час времени. Что важнее, пусть каждый для себя выбирает сам.
На креслах лучше не экономить
Даже если выбрать "экономный" стиль, многочасовая поездка не покажется адом ни водителю, ни пассажирам. И в этом немалая заслуга сидений.
Опциональные кресла ErgoComfort с электрически управляемой настройкой поясничного упора и регулируемой длиной подушки для водителя я отметил еще во время ознакомительного теста. Но тогда я провел за рулем несколько часов, сейчас же – гораздо больше. И могу подтвердить: сиденья очень удобные. Разве что боковая поддержка в них не очень выражена, что в случае с высоким автомобилем заметно. С другой стороны, кто кроме журналистов (и водителей службы доставки) будет наваливать на "каблуке" в поворотах?
Отдельно стоит рассказать про задние сиденья. "Галерка", конечно, компромиссный вариант между хорошо идти и плохо ехать: жесткие, с низкой посадкой "стульчики" обладают минимальным комфортом, а запас места в области ног ограничен, что особенно отметят рослые пассажиры.
Второй ряд куда комфортнее, места там больше, хотя возможность продольной регулировки не была бы лишней: все-таки пространство между передними креслами и диваном всецело зависит от того, насколько длинноногие водитель и передний пассажир. Но ребята, которые ехали со мной из Пинска, сиденья похвалили: мол, и выглядят приятно, и на деле дискомфорта не доставляют.
А вот откидные столики и пассажирам, и мне показались "игрушкой". Расположены они довольно высоко (ребенку и вовсе придется сильно тянуться). Выштамповка под стакан позволит его зафиксировать, а вот еда соскочит при первом же более-менее активном маневре. То же самое будет и с ноутбуком. Хотя "в статике", если машина никуда не едет, на нем все-таки можно поработать. Впрочем, куда важнее для "мобильного офиса" другая опция.
На что способна розетка
Каждый раз, когда в тестовом автомобиле имеется розетка на 220 В, мы ее отмечаем: мол, есть возможность заряжать не только смартфон, но и, например, ноутбук или фотоаппарат. Для журналистских выездов, когда порой приходится отписываться "с колес", это очень полезная опция. Более того, и у меня, и у некоторых коллег имеется собственный инвертор, который позволяет получить 220 В в любом автомобиле. Но вот вопрос: какой еще электропотребитель можно подключить к такой розетке?
Берем в руки инструкцию и читаем: максимально допустимая потребляемая мощность – 300 Вт, пиковая – 450 Вт. Вроде не так уж и много: по личному опыту знаю, что лазерный принтер такой инвертор не потянет, микроволновку или обычный бытовой пылесос тоже. Но ведь можно же подключить что-то интереснее зарядного устройства для мобильника?
Прошелся по дому и собрал все приборы подходящей мощности. Теоретически должны работать, а практически? О да! От этой розетки удалось запустить и миксер, и простенький фен, и кофемолку, и маленький вентилятор (казалось бы, зачем, если в машине есть кондиционер, но по факту он дает хороший приток воздуха, так что почему бы и нет?).
Вот утюг лишь участвовал в фотосессии: даже эта маленькая модель имеет мощность 1000 Вт, так что руководство по эксплуатации ее использования не допускает. Подключать сразу два прибора через двойник/тройник можно, но при условии, что их суммарная потребляемая мощность не превышает все те же 300 Вт.
А еще через такую розетку можно зарядить электросамокат или электробайк. И это тоже очень удобно. Просто представьте: вы едете и параллельно заряжаете свое средство индивидуальной мобильности, которое перевозите в багажнике. И электричество практически бесплатное (теоретически небольшой перерасход топлива из-за увеличившейся нагрузки на генератор все же должен быть).
Трансформация: звучит проще, чем кажется
Кстати, свой электровелосипед, даже не складывая его, я спокойно поместил в багажник, причем в самой его минимальной 446-литровой конфигурации. Разве что полку пришлось снять. А что еще можно "эдакого" уместить в багажном отделении, а главное, что для этого придется сделать?
Самое простое – сложить креслица третьего ряда и получить до 1720 л свободного пространства. Загвоздка в том, что они не убираются в пол: спинки просто падают на подушки, и в таком виде эти сиденья все равно занимают довольно много места и торчат посреди багажника. Ну и как тут перевозить габаритные вещи?
На самом деле это специфика "каблуков" и большинства минивэнов – кресла третьего ряда надо снимать. Сделать это несложно во всех отношениях: наклейки с иллюстрациями есть прямо по месту, а сами кресла весят немного, достать-поставить сможет любой. Бонус – эти "сидушки" вы можете использовать вне автомобиля, например, на природе. Только придется их приставлять к чему-то спинкой, поскольку без этого они устойчивой опоры не имеют.
Точно так же сложить и вынуть можно и сиденья второго ряда. Но это будет уже труднее! Прежде всего из-за приличной массы. Если относительно легкую "треть" мне удалось, пусть и с некоторым усилием, достать и установить назад, то двухместный диванчик по ощущениям весит под 50 кг – в одиночку достать его из гнезд-креплений оказалось тяжело, установить назад не проще. Ну а вытаскивать из салона без посторонней помощи я вообще не рискнул. Так что гибкая трансформация – это звучит здорово, но на практике есть нюансы.
Вот, например, один из них. Если вынуть сиденья второго ряда, вы получите те самые 3105 л полезного объема, то есть даже легковой Caddy в исполнении Maxi будет представлять собой фургон, способный вместить три кубометра. Но если сиденья оставить на месте, просто сложив и установив вертикально, полезного пространства будет меньше, так как вы недополучите около 40 см по длине,и это может оказаться принципиальным.
Например, если в такой конфигурации салона вы решите устроить из Caddy Maxi спальню, то надувной матрас длиной 191 см поместится впритык, а головой вы практически будете упираться в установленный вертикально диван. Еще один аргумент, чтобы его все-таки вынуть из салона! Впрочем, в этом случае возникнет вопрос, куда его деть…
Но не много ли мы хотим от "каблука", изначально представляющего собой утилитарный коммерческий автомобиль? Тут как раз сказывается тот эффект, который вызывает Caddy в дорогом исполнении. Современный дизайн дополнен опционными LED-фарами и огромными колесами на литых дисках, интерьер – панорамной крышей и цифровой приборкой. При этом, правда, салон отдельными деталями выдает "пролетарскую" сущность модели. Но все равно размеры, общий вид и стоимость дают основание сравнивать Caddy – по крайней мере в таком варианте исполнения – с минивэнами. Естественно, и требования к функциональности и удобству становятся выше.
Весьма показательно: все, кому я показывал машину в течение этих дней, были буквально очарованы ее внешним видом и слегка озадачены, когда в салоне натыкались на те или иные простые элементы, несмотря на ту же цифровую панель или сенсорные площадки. А ведь "каблук" и есть "каблук", со всеми его преимуществами и недостатками.
Редакция выражает благодарность импортеру Volkswagen в Беларуси за предоставленный для теста автомобиль
Технические характеристики Volkswagen Caddy Maxi
Кузов |
5-дверный |
Длина/ширина/высота, мм |
4954/1855/1800(1832*) |
Колесная база, мм |
2970 |
Дорожный просвет, мм |
143 |
Объем багажника. л |
446/1720/3105 |
Вместимость топливного бака. л |
55 |
Рабочий объем двигателя, куб.см |
1598 |
Макс. мощность, кВт (л.с.) при об/мин |
81(110)/5800 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин |
152/3850-4100 |
Коробка передач |
6-ступенчатая механическая |
Привод |
передний |
Время разгона 0-100 км/ч, с |
13,3 |
Макс. скорость, км/ч |
180 |
Расход топлива: город/трасса/средний, л на 100 км |
9,3/6,1/7,2 |
* высота с рейлингами
Путевой дневник
В зеркале заднего вида показался трактор. Пойдет на обгон? Не сможет! Но это довольно интересный образчик соломенного творчества, причем с деталями от настоящего трактора!
В ночи LED-фары показали свою эффективность – ровное и яркое освещение понравилось. А еще обратил внимание на мощный свет, который дают плафоны при открытии задней двери, ярко освещая площадку в зоне выгрузки.
Как показала практика, за два дня можно привыкнуть к сенсорным площадкам, но традиционные "крутилки" все равно удобнее, особенно при использовании "вслепую".
Цифровая панель и мультимедийная система здорово "оживляют" интерьер и делают его более дорогим по восприятию. Но пластик "под лак" в таком автомобиле выглядит несуразно.