BYD Dolphin (переводится как «дельфин») был назван лучшим автомобилем Европы 2024 года по версии ассоциации Autobest. Победа в крупнейшей европейской автомобильной премии говорит о привлекательности модели для потребителей западной части континента. Покупатели отмечают: вполне справедливо!
Особую популярность этот электрокар снискал в такси. Одни из первых «Дельфинов» с шашечками появились в середине прошлого года в Бресте. Недавно мы узнали у местных таксистов, выбравших Dolphin в качестве своих рабочих лошадок, сколько можно заработать и сколько — сэкономить на зарядке.
«На 300 км полного заряда батареи точно хватает!»
Dolphin, созданный на базе электрической платформы третьего поколения, стал первым представителем океанского семейства BYD. Как он чувствует себя в городском потоке?
— А как дельфин в воде! — уверяет водитель такси Валентин. — Разгоняется плавно, едет по асфальту тихо и мягко. В то же время довольно уверенно и динамично.
Наш первый собеседник трудится в такси на арендованных авто около полугода. Начинал работать на Skoda Rapid с ГБО, вскоре предложили пересесть на новый электромобиль BYD Dolphin.
— Попробовал, и мне так понравилось, что другие варианты я теперь даже не рассматриваю! — говорит Валентин. — Машина комфортная, современная, манёвренная… Пассажиры тоже в восторге! Все отмечают необычный цвет и дизайн авто, особенно впечатляет интересный интерьер. Честно говоря, он даже меня удивил. Например, ручек такой причудливой формы я никогда не видел в других автомобилях. Уникальный «Дельфин». Уж не знаю, что эти китайцы курили, когда создавали его…
Очевидно, шеф-дизайнеру BYD Вольфгангу Эггеру, внедрившему свежую дизайн-концепцию для хетчбэка, удалось произвести впечатление на белорусского потребителя. Между тем водитель отмечает другие достоинства машины:
— При всей своей компактности она достаточно просторная внутри. Комфортно как водителю, так и пассажирам сзади. Багажник тоже довольно вместительный — 345 литров. А если сложить задний ряд, то получим все 1 310 литров!
— Хорошая «начинка». Это ж китайцы — сделали авто по последнему писку моды! Тут есть даже камера кругового обзора, что, кстати, очень удобно! «Приборка» небольшая, на неё выводится самая необходимая информация: скорость и режим движения, запас хода, расход энергии. Большой экран мультимедиа; его положение можно менять.
— А какой реальный запас хода автомобиля?
— С заявленными 405 км запаса хода производитель, конечно, погорячился. Но на 300 км полного заряда батареи точно хватает! Я приезжаю на зарядную станцию два раза в день: в обед и в конце смены вечером. Никаких неудобств в связи с необходимостью ежедневно заряжать авто не испытываю: отдых водителю всё равно нужен. Поставил машину на зарядку — и пошёл кофе пить. Отдохнул, размял ноги, а батарея за это время уже восполнила запас энергии. Сейчас вот на 50% заряжалась всего полчаса, за это списали с карты 13 рублей. За такие деньги 5 литров АИ-95 в бак плеснёшь. А разве столько на них проедешь?
Тем не менее мужчина отметил, что большой финансовой выгоды от работы в такси на «электричке» он не ощутил и выбирает BYD Dolphin исходя исключительно из личных предпочтений и ощущений комфорта. Но никак не в целях экономии на топливе.
С зарядками в Бресте — проблема
А вот наш следующий собеседник с таким утверждением не совсем солидарен. Евгений работает в такси менее года, но до электрического «Дельфина» тоже успел поездить на авто с газобаллонным оборудованием.
— В тёплое время года экономия на топливе достигает 30—40 процентов! — говорит таксист. — Зимой, естественно, расход электроэнергии выше, но выгода всё равно есть.
— Какой доход вам приносит «Дельфин» в такси?
— Ну, чистыми 40—50 рублей в день имею, работая с семи утра до полуночи. Это не много. Есть ребята, у которых побольше за рабочую смену выходит. Бывают, конечно, более благоприятные периоды.
— А как часто приходится заряжать Dolphin?
— Батарея ёмкостью 45 кВт·ч заряжается примерно час и двадцать минут. Иногда приходится приезжать на зарядную станцию два раза в день. Реальный запас хода в городе — 280 км, зимой — около 200.
К слову, с зарядкой авто, как утверждает водитель, в Бресте есть некоторые проблемы. Несмотря на то, что инфраструктура здесь развита достаточно хорошо, разъёмы с портом GB/T имеются далеко не везде: всего четверть ЭЗС подходит для китайских автомобилей. За городом ситуация ещё печальнее.
При ответе на вопрос о достоинствах и недостатках электрокара Евгений был риторично краток: «Новая комфортная машина — какие тут могут быть минусы?»
— А почему именно данная модель набирает популярность в такси?
— Оптимальное соотношение цены и качества. Это во-первых. А во-вторых, выбор-то новых авто сейчас невелик, тем более за такую стоимость. Популярные в такси европейские и корейские «бюджетки» сегодня для нас недоступны. Так что приходится искать альтернативные варианты…
«Надо не вылезать из машины, чтоб она что-то заработала»
Напоследок мы связались с ещё одним таксистом и по совместительству автомобильным YouTube-блогером Pro100Dima. Дмитрий — водитель с многолетним стажем, но опыта работы на электромобилях до недавнего времени не имел. Поэтому он решил взять BYD Dolphin в аренду на два дня. Посмотреть, что ж это за зверь такой, а заодно оценить экономическую составляющую труда на подзаряжаемом такси.
— Машина в целом мне понравилась, — делится первыми впечатлениями Дмитрий. — Отлично ведёт себя на дороге, хорошее оснащение и шикарный свет! Очень лёгкий руль, рекуперативная система торможения, крепкая подвеска, которая мягко и эффективно отрабатывает неровности на дороге.
— Изначально думал, буду ездить в напряжённом состоянии: переживать, что у меня разрядится «в ноль» батарея... Но в первый день я откатал семь часов и потратил только половину запаса. Во второй день работал полную смену. Проехал без подзарядки 270 км по городу в режиме Eco. Возможно, для столицы этого запаса хода будет недостаточно, но для Бреста на 12 часов работы его точно хватит.
Дмитрий испытал BYD Dolphin и в спортивном режиме. Несмотря на не самый производительный электромотор мощностью 95 «лошадей», оказалось, что «Дельфин» быстро набирает скорость и резво разгоняется. Правда, и расход энергии при этом сразу увеличивается.
BYD Dolphin однозначно можно рассматривать как авто для такси, уверен собеседник. Вот только брать его в аренду совершенно невыгодно.
— Не вижу в этом никакого смысла, — говорит мужчина. — Объясню почему. На данный автомобиль одна из самых высоких арендных ставок в городе — 80 рублей в сутки. Плюс ко всему комиссия таксопарка составляет 20%. Почти как в Минске! А для Бреста это очень много. Таксопарк, с которым я «на постоянке» сотрудничаю, берёт комиссию всего 5%.
— Таким образом, за полную смену я получил 131 рубль. Теперь отнимем плату за аренду и ещё «двадцатку» за зарядку авто. Сколько остаётся? Курам на смех. Надо не вылезать из этой машины, чтоб она что-то заработала!
Справедливости ради Дмитрий отметил: экономия на топливе, действительно, выходит существенная. В сравнении со Skoda Rapid на бензине — более чем в два раза. Так что если это личное авто для работы в такси — выгода более чем оправданна.