В октябре Байнет как гром среди ясного неба разразила новость: теперь камеры фиксируют не только скорость, но и наличие ТО. Хотя отметим: «Белтехосмотр» уже больше года назад обещал белорусам такие нововведения, постоянно перенося сроки реализации. Но в этот раз всё оказалось серьёзно: соцсети заполнились фотографиями «писем счастья» за непройденный ТО. Журналисты тут же принялись за расследование и выяснили закономерность: штрафы приходили тем, кто попадался в объектив камер средней скорости.
Скриншот с сайта speed-control.by
Пока представители госорганов эту информацию не подтверждали, но и не опровергали. Так что нам только остаётся догадываться, с каких конкретно приборов могут прилететь «письма счастья». А пока напоминаем: ГАИ не дремлет и обращает внимание на наличие «дозвола» даже при рядовых проверках. Вместе с инспекторами из Минской области мы отправились в рейд, чтобы выяснить, как водители относятся к нововведениям и стали ли они чаще проходить ТО.
Даже «Жигули» с техосмотром!
Суббота, начало затяжных выходных, Логойский отдел ГАИ. В этот раз мы решили отдалиться от столицы: что нам смотреть на все эти новенькие-свеженькие «Джили», «Икс пятые» и «Порше Кайены», если можно полюбоваться (почти) раритетными «Жигулями», дедушкиными «Пассатиками» и старыми тонированными «Аудюхами»? В общем, подсаживаемся к дежурному экипажу ГАИ и едем покорять глубинку.
— После новости о том, что камеры теперь проверяют наличие ТО, стало ли больше автолюбителей с пройденным техосмотром? — интересуемся у инспекторов.
— Это заметно скорее работникам станций техосмотра. Но, судя по их отзывам, продолжительное затишье закончилось, сейчас к ним — целые очереди из автомобилистов.
— Побудят ли нововведения, связанные с камерами, всё больше водителей проходить техосмотр? Мне кажется, что да. Очень уж активно у нас насчёт них интересуются!
— Как оправдывают себя те, кто техосмотр не проходит? Принципиальная позиция или недостаточно средств, чтобы подготовить автомобиль к ТО?
— Чаще всего это просто лень. Но некоторые аргументируют и тем, что на подготовку старого автомобиля уйдёт чуть ли не половина его стоимости. Например, остановили мы сегодня дедушку-инвалида на авто без ТО. Он признался: был бы даже рад пройти техосмотр, но как с одной лишь пенсии отремонтировать 25-летнюю машину? Видно, что человек искренен. Конечно, мы таким людям идём навстречу: выносим только предупреждение. Но водители бывают разными. Сегодняшний случай: молодой человек заявил, что у него не было времени на то, чтобы заехать на станцию техобслуживания! Но на нанесение тонировки (что противоречит ПДД) и покупку «красивых» номеров оно почему-то нашлось. Мы выписали парню предупреждение, но в следующий раз, если не исправится, без штрафа не уедет. Он, к слову, составляет от 1 до 3 базовых величин. За повторное нарушение — от 2 до 5 БВ.
— В районном центре больше автомобилей с техосмотром, чем по деревням и городским посёлкам?
— По личным ощущениям — да. Чем дальше от Минска — тем меньше.
«В Беларуси две столицы — Логойск и Плещеницы» — вот девиз местных жителей, от внимательных глаз которых не скроешься. За нами пристально следят, обо всех передвижениях экипажа докладывают в тематическом канале Telegram. Но у инспекторов тоже есть смартфоны, поэтому локацию мы постоянно меняем.
Затяжные выходные, как правило, многих расслабляют, из-за чего статистика пополняется нетрезвыми водителями. Поэтому особенно внимательно мы объезжаем центры притяжения всех местных любителей спиртного — небольшие магазинчики и супермаркеты. Заметив экипаж, неподалёку останавливается VW Transporter с откровенно ржавым кузовом. Водитель позже оправдался: он не пытался избежать встречи с ГАИ, просто вбивал в навигатор необходимый адрес.
— Развожу комбикорм, который люди с утра оплатили на рынке. Техосмотр? Его нет: машину недавно подварили, но нужно ещё поменять трос ручника и привести в порядок кузов.
— Что я думаю насчёт камер фотофиксации? Считаю, это справедливо. На мой взгляд, пройти техосмотр дешевле, чем постоянно платить штрафы. Но что мне сейчас делать? Работать-то надо, а возможности купить новую машину из салона нет.
Пока мы общались с владельцем «Транспортера», мимо нас бойко проносится ВАЗ-2107 с обвесами. За рулём оказалась девушка — одолжила машину у мужа.
— Автомобиль 1996 года, но техосмотр пройден: супруг очень тщательно следит за состоянием авто. Мы делаем это ради собственной безопасности. Что касается тех, кто процедуру прохождения ТО игнорирует, — это их дело. К камерам фотофиксации я отношусь скорее положительно. ГАИ всех остановить не сможет, а новая техника инспекторам работу упростит.
Без «Пассатов» не обходится ни один наш репортаж из белорусской глубинки. Перед нами машина 1997 года, ею пользуется вся семья местной жительницы Ольги.
— Техосмотр у автомобиля есть! Сколько потратили на подготовку к ТО? Можно сказать, что нисколько. Мы сразу же ремонтируем авто, если неисправности возникают. Устраняем даже мелкие нюансы по кузову.
Возрастная «бэха» — must have местной молодёжи, любящей погонять. Но в этот раз в Логойском районе тихо: видимо, лихие «бээмвисты», увидев сообщения в чате, старательно объезжали нас стороной. Попалась только одна представительница марки — с очевидными очагами коррозии на крыльях.
— Техосмотра у машины нет, так как она простаивает в гараже. Жена забрала сегодня общий автомобиль, чтобы подкинуть ребёнка в школу, а мне пришлось воспользоваться BMW: тёща попросила отвезти, отказать не мог. Как отношусь к камерам? Пока не знаю: ни мне, ни знакомым штрафы не приходили.
А эта Peugeot 307 внешне в довольно приемлемом состоянии. Но увы: ни «дозвола», ни страховки у водителя не оказалось.
— Почему техосмотр не прохожу? Потому что никогда этого не делал и не собираюсь. Нет какой-то принципиальной позиции, просто руки не доходили. На что они там вообще на станции смотрят? Я боюсь, что по «техничке» были бы вопросы.
И ещё одни «Жигули» по курсу, но в этот раз без ТО. Как оправдается водитель?
— Нет, дело не в том, что машина старая. Просто она только-только на аукционе куплена (за 330 рублей, между прочим!), недавно шины заменил. Есть нюансы по двери и одному порогу, но материалами уже затарился, скоро сделаю — и сразу на станцию техосмотра.
Деревня засыпает, просыпаются пьяные пешеходы и велосипедисты
Как только на улице темнеет, работы инспекторам добавляют пешеходы: загулявшие завсегдатаи алкомаркетов решают выйти на вечерний променад. Конечно же, для своих прогулок они выбирают проезжую часть и тёмную одежду без каких-либо световозвращающих элементов. Но работники ГАИ это быстро исправляют.
— Бывает, что мы таких даже до дома подвозим, чтобы трагедии не случилось, — признаются инспекторы. — Если, конечно, нарушитель не злостный — в противном случае ему придётся посетить другое заведение. Вы наверняка слышали про ситуации, когда пешеходы в состоянии алкогольного опьянения засыпали прямо посреди дороги. Если водитель не успеет затормозить — ему всё равно придётся нести ответственность перед судом, хотя в аварии виноват пьяный участник движения.
А мы тем временем пытаемся разговорить нашего пешехода. Он настроен на общение, однако разобрать его ответы (довольно эпичные) сложно.
— Я девять классов школы окончил!
— Понятно. А почему дальше не пошли учиться?
— Сел!
— А сколько сидели?
— Четыре раза!
Далеко ехать оказалось не нужно: следующий «клиент» сам прикатил к нам на велосипеде. На просьбу остановиться ответил громким криком: «Чё надо?!»
Напомним: при движении по дороге в тёмное время суток на велосипеде спереди должен быть включён фонарь белого цвета, а сзади — красного. Недавние нововведения также требуют, чтобы вне населённых пунктов водители двухколёсного ТС были в «одежде повышенной видимости со световозвращающими элементами». У нашего «героя вечера» пролёт по всем пунктам, поэтому — письменное предупреждение.
— Тест на алкоголь будете проходить? — интересуются инспекторы.
— Зачем? И так всё понятно… С нарушениями согласен.
— А чего тогда кричать начали, когда мы вас остановили?
— Кричать?! У меня просто музыкальный голос!
— А почему вы без фонарей и жилета?
— Велосипед — не мой! А с жилетом меня мужики не за того примут — пить со мной больше не будут!
**
Ради эксперимента пару часов в подобном рейде мы провели вместе со столичной ГАИ: хотели сравнить результаты. Но, честно говоря, проследить закономерность не получилось.
ТО не проходят исключительно владельцы старых автомобилей? Точно нет, и мы в этом убедились. Автолюбители из регионов чаще игнорируют получение допуска к дорожному движению? Снова мимо: ответственных граждан с полным набором необходимых документов хватает и в Минске, и в районах.
К слову, мы опросили всех водителей, что встретились нам в рейде: никому «письма счастья» за непройденный техосмотр не приходили, о знакомых, получивших подобный штраф, люди не слышали. Помогут ли камеры улучшить статистику? Обязательно вернёмся к этому вопросу к концу года.