Власти уже рассказывали нам, что дефицит некоторых продуктов в магазинах связан не с чем иным, как с ажиотажным спросом. Соли, сахара и муки хватит всем — пообещали в «Белгоспищепроме». А что будет с импортом? Как последние события отразятся на поставках риса, гречки, рыбы, масла, овощей и фруктов? Вот какой прогноз дают эксперты.
/Магазин/magazin-9.jpg)
По данным исследовательской компании InComeIn, более половины продуктовой корзины белорусов приходится на товары, которые практически не зависят от импорта. Это молочные продукты, мясо, картофель, яйца, сливочное масло, сахар, хлеб — этим мы сможем обеспечить себя сравнительно легко.
Примерно 28% от всего потребляемого белорусами продовольствия критически зависит от импорта. И тут все гораздо сложнее.
— Импортеры продуктов питания в Беларуси столкнулись с ростом закупочных цен в долларах на 20—30%. Это произошло из-за ожидаемого дефицита продовольствия в мире, осложненной логистики и общей геополитической неопределенности, — рассказывает директор InComeIn Ирина Юзвак.
Критически зависит от импорта ассортимент:
- фруктов, орехов и отдельных овощей (прежде всего томатов);
- некоторых злаков, которые не выращиваются в Беларуси (прежде всего риса);
- чая и кофе;
- рыбы и морепродуктов;
- растительного масла.
Что будет с этими продуктами в ближайшее время? Прогноз отличается в зависимости от географии поставок.
Рис
Рис к нам поставляется в основном из России (реимпортом) и напрямую из Индии и Пакистана. Эти страны не оказывают санкционного давления на Беларусь.
— Крупные импортеры круп пока не видят сложностей на этом направлении: контрагенты не останавливают сотрудничество, нет проблем с осуществлением платежей. Не требуется менять и логистику: например, из Индии рис идет морем до российских портов, а уже оттуда поставляется в Беларусь, — такие данные приводит Ирина Юзвак.
Гречка
Большая часть импорта гречихи в прошлом году приходилась на Россию, частично поставки шли из Украины.
— Тут положение дел осложняется тем, что Россия до конца августа ввела запрет на экспорт зерновых в страны ЕАЭС, а поставки из Украины невозможны из-за военных действий. Это ставит под угрозу 60% внутреннего рынка гречневой крупы, создавая предпосылки для роста цен даже при их жестком административном регулировании.
При этом эксперт отмечает, что в Беларуси, как правило, формируется запас зерновых и круп. Оценить его в масштабах страны сложно. Но два года назад, в марте 2020-го, когда спрос на крупы тоже был ажиотажным из-за эпидемии, Минсельхозпрод сообщал, что крупы и сырья для ее производства хватит на пять месяцев.
— Урожаи 2019 и 2021 года сравнимы. Поэтому можно предполагать, что и сейчас производство будет обеспечено гречихой старого урожая минимум на несколько месяцев, — отмечает специалист.
Фрукты и овощи
С ассортиментом импортных фруктов и овощей сегодня сложнее всего. Из-за контрсанкций импортеры могут поставлять овощи и фрукты из Евросоюза, США, Канады, Норвегии, Албании, Исландии, Великобритании, Черногории и Швейцарии только по специально выделенным квотам. И это лишь малая часть проблем.
— Во-первых, полностью остановлены поставки из Украины. Из этой страны активно ввозились картофель (43% от общего объема импорта в натуральном выражении в 2021 году), белокочанная капуста (31%), морковь и свекла (56%), яблоки (6%). Во-вторых, осложнена логистика из причерноморских (в том числе Турции) и других стран, откуда продукция поставлялась через Украину. Все это может потребовать изменения ранее наработанных торговых цепочек.
Но главной угрозой для импортеров фруктов и овощей эксперты называют падение реальных доходов у белорусов. В этом случае придется сконцентрироваться на самых доступных товарах.
— Например, с винограда и апельсинов белорусские потребители перейдут на яблоки. Рынок может значительно сузиться, — предполагают в исследовательской компании.
Растительное масло
Сложной остается ситуация на рынке растительных масел. Украина и Россия обеспечивали до 80% всего мирового экспорта подсолнечного масла, в том числе более половины рынка приходилось на Украину. На фоне последних событий мировые цены на подсолнечное масло существенно выросли.
— Беларусь в основном импортирует масло из России, но, очевидно, цены на этом рынке будут подвержены общему тренду на повышение.
Рыба
Импортерам рыбы сейчас несколько проще. Основные поставки идут из Норвегии и Исландии, более 10% ввозится из России. Через Украину шел транзит рыбы, ввозимой из южных стран, но в итоге логистика была перестроена на Польшу.
— По нашим данным, иностранные партнеры не меняли планы сотрудничества, сложностей в проведении расчетов с ними нет. Главная проблема, с которой столкнулись поставщики рыбы, связана с транспортным коллапсом. Длительные простои могут увеличивать стоимость доставки.
Чай и кофе
Чай, кофе и другой «критический импорт» сильно зависят от логистики и расчетов с зарубежными поставщиками. Сейчас это две главные проблемы белорусского бизнеса, отмечает эксперт.
— Будет ли ощущаться дефицит этих товаров, зависит от того, сколько времени потребуется на перестройку схем расчетов и перевозок, санкционного давления и эпидемиологической ситуации, прежде всего в Китае.
Ждать ли роста цен? Будут ли пустыми полки?
По мнению Ирины Юзвак, поставки импортных продуктов питания будут сохранены даже из стран Европы. Но продовольствие будет дорожать. Вот основные причины:
- Изменение и удлинение логистики (из-за отказа ряда мировых логистических компаний сотрудничать с Беларусью, отказа в предоставлении контейнеров, закрытия украинского и черноморского направлений поставок, очередей на границах и роста ставок на перевозки).
- Общий рост мировых цен из-за геополитической неопределенности и ожидания дефицита. Рост будет тем выше, чем больший объем мирового экспорта обеспечивали Россия и Украина. Прежде всего это зерно, растительные масла, кукуруза.
- Валютные риски и девальвационные ожидания, а также сомнения российских и белорусских компаний в возможности свободной покупки валюты.
— Учитывая, что уже сейчас иностранные поставщики повышают валютные цены на 20—30%, можно ожидать дальнейшего пропорционального повышения рублевых цен на импорт (за исключением случаев, когда в спекулятивных надбавках уже учтены эти риски). Конечные цены будут зависеть от того, каким будет ценовое госрегулирование.
Точечное сужение ассортимента может быть (как это случалось уже не раз с гречкой), но острого дефицита продуктов эксперты не прогнозируют.
— Принимая во внимание накопленные запасы и меры правительства по насыщению внутреннего рынка злаков и мукой, эти явления могут возникнуть лишь с лагом в несколько месяцев. При этом временно пустые полки могут наблюдаться и до того. Но они будут лишь результатом ажиотажного спроса на отдельные продукты питания в связи с недостаточно оперативным пополнением запасов в торговых объектах.
Продажи товаров с длительным сроком годности (крупы, мука, макаронные изделия, сахар, растительное масло, мясные и рыбные консервы) значительно вырастут по итогам первого квартала 2022 года, как это было и в начале 2020 года.
Во втором квартале, напротив, в бакалейной группе и консервации будет снижение продаж — людям придется израсходовать ранее созданные запасы.
Также продажи могут сократиться по тем товарам, которые белорусы традиционно воспринимают как «необязательные». Это кондитерские изделия, минеральная вода, фруктовые соки и т. п. Может упасть спрос на экзотические фрукты и овощи.